Конспект урока
Конспект урока по русскому языку
4 класс
УРОК № 27
Тема: Какие бывают части речи?
Раздел: «Части речи»
Я вспомню: изученные части речи
Я научусь:
определять по изученным признакам слова различных частей речи;
распознавать изученные части речи;
находить изученные части речи в тексте;
подбирать примеры слов изученных частей речи
Глоссарий:
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Имя числительное
Местоимение
Глагол
Наречие
Служебные части речи
Предлог
Союз
Частица не
Словарные слова: одИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
- Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Электронные ресурсы по теме урока:
www.school-collection.edu.ru
Ход урока
1.Мотивационный модуль.
Прочитайте стихотворение О. Высотской.
Весёлая грамматика
Существительное ― школа, Просыпается глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришёл. Встали мы ― местоименье. Бьёт числительное семь ― За ученье без сомненья Приниматься надо всем! Мы наречием отлично На уроках дорожим, Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. | Не и ни у нас частицы, Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять. После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах. А потом у тёплой печи Повторяем части речи. |
Как вы думаете, почему автор О. Высотская назвала своё стихотворение «Веселая грамматика»?
Назовите выделенные слова. Какой общей темой можно объединить выделенные слова? (Части речи.).
Сегодня мы будем говорить о частях речи.
Тема: Какие бывают части речи?
Цели:
Я вспомню: изученные части речи
Я научусь:
определять по изученным признакам слова различных частей речи;
распознавать изученные части речи;
находить изученные части речи в тексте;
подбирать примеры слов изученных частей речи
2.Объясняющий модуль.
1. Работа с правилом.
Слова в русском языке делятся на группы так, что в одной группе оказываются слова, обладающие общими признаками.
Рассмотрите схему.
Части речи | ||||||||
самостоятельные | служебные | |||||||
имя существительное | имя прилагательное | имя числительное | местоимение | глагол | наречие | предлог | союз | частица |
На какие две большие группы можно разделить части речи? (Самостоятельные и служебные части речи.)
Перечислите самостоятельные части речи. (Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.)
Перечислите служебные части речи. (Предлог, союз, частица.)
Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают самостоятельные части речи.
Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? Например, ученики, школа.
Имена прилагательные ― это слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Например, радостный, холодная, белое, новые.
Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?) Например, сколько? девять; который? девятый.
Местоимения ― это слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них. Например: я, ты, она, вы.
Глаголы ― это слова, которые, обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Например, читать, написать.
Наречия ― слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? Например, хорошо.
Назовём общие грамматические признаки знакомых нам частей речи и приведём примеры.
Имена существительные могут быть собственными и нарицательными (Москва, город);
одушевлёнными и неодушевлёнными (ребёнок, машина);
женского рода, среднего и мужского рода (девочка, облако, мальчик).
Имена существительные изменяются по числам и падежам.
Например,
ед.ч. мн.ч.
земля земли
собака собаки
И.п. что? земля кто? собака
Рп. (нет) чего? Земли кого? собаки
Д.п. (дать) чему? Земле кому? Собаке
В.п. (вижу) что? землю кого? собаку
Т.п. (творю) чем? Землёй кем? Собакой
П.п. (думаю) о чём? о земле о ком? о собаке
Имена прилагательные изменяются по числам (школьный (ед.ч.) – (мн.ч.) школьные),
в единственном числе изменяются по родам (ж.р. школьная, с.р. школьное, м.р. школьный).
Имена числительные могут быть количественными (один, два, …, десять, двадцать) и порядковыми (первый, второй, …, десятый, двадцатый).
Порядковые числительные изменяются, как имена прилагательные, по родам и числам (второй номер, вторая запись, второе задание, вторые занятия).
Произносите слова правильно:
шесть [т’] шестнадцать [сн]
семь [м’] семнадцать [м]
восемь [м’] восемнадцать [м]
Местоимение может иметь грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного.
Личные местоимения указывают на лицо.
Я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.
Ты, вы – местоимения 2-го лица, указывают на собеседника.
Он, она, оно, они – местоимения 3-го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.
Например, Пошёл дождь. Он громко стучит по крышам.
Личные местоимения изменяются по числам:
ед.ч. мн.ч.
я мы
ты вы
он, она, оно они
Личные местоимения 3-го лица изменяются по родам (он – м.р. она – ж.р., оно – с.р.).
Глаголы изменяются по числам.
Например,
Ед. ч. Мн.ч.
бежал бежали
пишет пишут
нарисует нарисуют
Глаголы изменяются по временам, то есть обозначают события в прошлом, настоящем или будущем.
Прошедшее время что делал? что сделал? писал, написал;
Настоящее время что делаю? что делаешь? что делает? и др. пишу, пишешь, пишет;
Будущее время что сделаю? или что буду делать? буду писать, напишу.
Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по родам. Например, плыл, плыла, плыло.
Наречие – это неизменяемая часть речи. Например, сверху, снизу, сегодня, впереди.
Предлог, союз, частица — это служебные части речи. Почему их называют служебными?
Они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании.
Предлоги: на, к, с, по, об, о, при, около, у, без.
Союзы: и, а, но.
Частицы: не.
Например, побежал по (предлог) двору; не (частица) лениться; не (частица) терять; птицы и (союз) звери.
Вспомните, глаголы с частицей «не» пишутся раздельно.
Прочитайте предложение. Обозначьте части речи.
предлог числ. сущ. сущ. гл. союз гл. наречие
На четвёртой ступеньке Катя споткнулась и упала навзничь.
Прочитайте пословицу. Обозначьте части речи.
мест. пр. сущ. гл. прил. сущ. союз. пр. сущ. союз сущ. част. гл.
Ты с правдой обойдешь огромный мир, а без правды и шагу не ступишь.
Сделаем вывод.
Все слова можно разделить на две большие группы: самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие.
Самостоятельные части речи называют предметы, явления, их признаки, действия и т.д. Они являются членами предложения.
Служебные части речи: предлог, союз, частица.
Служебные части речи сами по себе ничего не означают, они связывают слова самостоятельных частей речи в предложении, части предложения. Они не являются членами предложения.
4. Тренировочный модуль.
1.Чистописание.
Пропишите буквы безударных гласных в корне.
аоеия
Выпишите из отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» слова с орфограммой «безударные гласные в корне слова». Напиши проверочные слова.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
дЕвушка – девИцы, Окна – окнОм, вЕчер — вечеркОм
Выпишите числительное и глагол.
Три, пряли.
2. Словарная работа.
Найдите и запишите ответы — имена числительные. Выделите в словах орфограммы.
1) К восьми прибавить три, получится … . (Одиннадцать.)
2) К семи прибавить пять, получится … . (Двенадцать.)
3) От семнадцати отнять один, получится … . (Шестнадцать.)
4) Десять увеличить в два раза, получится … . (Двадцать.)
ОдИннадцать, двенАдцать, шестнАдцать, двАдцать.
3. Запишите словами числа: 6, 7, 8, 16, 17, 18
4. Спишите наречия в алфавитном порядке.
Сегодня, здесь, однажды, потом, громко, редко, изредка, широко, туда, упорно, дружно, далеко, везде, быстро, направо, ярко, блестяще, медленно, чётко, выразительно.
5. Определите, к каким частям речи относятся данные слова. Распределите слова на 3 группы. Обозначьте орфограмму «проверяемая безударная гласная в корне».
Существительное прилагательное глагол
Добрый, укрепление, зимовка, светает, гореть, перелить, колючий, вредители, багряный, грустный, погрузить, наводнение, повар, погрузка, ночлег, утренний, зацепился, грузовой, заскрипел.
6. Восстановите текст. Обозначьте части речи в первом предложении.
Большую помощь оказывают агрономы. Почётна их работа на селе.
Среди важных дел – уход за посевами. Промедлишь – потеряешь значительную часть урожая. Пойдут в рост сорняки, налетят вредители. Болеть будут растения. Много работы летом. Нужно умело подкормить посевы, вовремя прополоть.
С удивительной быстротой листает лето сельский календарь. Набирают силу, меняют краски поля, луга, огороды. Лето несёт людям новые заботы.
7. Образуйте от данных имён существительных в единственном числе множественное число. Поставьте ударение.
шофёр – …
инженер – …
учитель – …
торт – …
столЯр — …
срЕдство — …
договОр – …
8.Соберите предложение из стихотворения В. Жуковского. Укажите части речи.
лес, зардел, солнце, на, тёмный
9. Определите число и род имён прилагательных.
О пасмурной погоде, по зеркальной воде, белые берёзы, о нижних полках, красный мяч,
на голубом небе, семицветная радуга, высокими домами, радостной улыбкой.
10. Соберите предложения. Укажите части речи. Подчеркни главные члены предложения.
тучка, утёса-великана, на, золотая, груди, ночевала (М. Лермонтов)
долине, в, белеет, пар, тонкий (В.Жуковский)
11. Найдите имена числительные. Выделите количественные имена числительные зелёным цветом, а порядковые – жёлтым.
Семь, тройник, пять, пятерня, трилогия, три, пятиклассник, семилетний, однорукий, седьмой, одиночный, пятый, семиглавый, одиннадцатый.
12. Прочитайте предложения. Обозначьте части речи выделенных слов.
Три морковь хорошо
Ты возьми для супа три больших моркови.
Бабушка поставила пирожки в печь.
Сестра блины стала печь.
Цветное покрывало всю кровать покрывало.
Рабочая неделя только началась, а рабочая уже выполнила план.
13. Восстановите последовательность предложений. Найдите и обозначьте глаголы, предлоги и союзы. Подчеркните однородные члены предложения.
Охотник
Он выбрался из чащи и направился к опушке леса. Охотник возвращался вечером с охоты. На крыльцо сторожки вышел дедушка Семён. Он прошёл немного вдоль опушки и увидел сторожку лесника. Охотник подошёл к сторожке и бросил собакам кусок хлеб. Залаяли собаки.
14. Решите кроссворд.
По вертикали:
2. Часть речи — слова, которые не называют предмет и его признак, а только указывают на них, называется … .
3. Часть речи — слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? (какой по счету?), называется … .
5. Часть речи — слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда? называется … .
По горизонтали:
1. Часть речи — слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называется … .
4. Часть речи — слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что? называется … .
6. Как называются слова, которые обозначают действия предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15. Решите филворд
1. Служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании.
2. Служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения.
3. Служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
5.Контрольный модуль
1. Вариант 1.
Выберите неправильное утверждение.
а. Наречия — слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы как? где? куда? откуда? когда?
б. Имена числительные ― это слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счёте и отвечают на вопросы сколько? который? какой по счёту
в. Местоимения ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?
2. Вариант 1.
Соберите предложение. Укажите части речи.
Птицы, в, края, скоро, полетят, и, соберутся, тёплые
3. Вариант 1.
Раскройте скобки. Обозначьте глаголы.
Дыма (без)огня (не)бывает.
Ложь (не)красит человека.
6.Рефлексия.
— На какие две группы разделили части речи?
— Перечислите самостоятельные части речи?
— Назовите служебные части речи?
— Закончи утверждения:
Я узнал …
Я научился …
Я понял …
У меня получилось,,,
У меня не получилось …