Урок 28. Имя существительное и его роль в речи

Поделиться:
Конспект урока

Конспект урока по русскому языку

4 класс

УРОК №28

Тема: Имя существительное и его роль в речи.

Раздел «Имя существительное»

Я вспомню: что такое имя существительное

Я научусь:

объяснять, что обозначает имя существительное;

выделять имена существительные в тексте

распознавать имена существительные среди других частей речи;

находить устаревшие слова-имена существительные;

определять лексическое значение имён существительных

Глоссарий:

Имя существительное

Род

Число

Одушевлённые имена существительные

Неодушевлённые имена существительные

Словарные слова: беседа, железо, багаж

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  • Русский язык. 4 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Русский язык. 4 кл. Электронное приложение к учебнику.
  • Русский язык. 4 кл. Электронная форма учебника.
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Электронные ресурсы по теме урока:

www.school-collection.edu.ru

Ход урока

1.Мотивационный модуль.

Прочитайте стихотворение Т. Рик «Песенка про имя существительное».

(http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka16_2.htm)

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты –

Называются ПРЕДМЕТЫ.

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,

Уши, ноги и хвосты,

Булки, яблоки, котлеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,

И отвёртки, и болты,

Звёзды, облака, кометы –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,

Пальмы, ёлки и кусты,

Мухоморы и конфеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Кубики и колобки,

Куклы и снеговики,

И компьютер, и дискеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

До чего же все слова изумительные!

Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Мухи, комары, сверчки,

Мотыльки и светлячки,

Книжки, письма и газеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Да, давно сказать пора:

Доктора и повара,

Журналисты и поэты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Все младенцы, и банкиры,

Лётчики и пассажиры,

Дяди Коли, тёти Светы

(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)

ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!

О чём это стихотворение? (Об имени существительном.)

Сегодня на уроке мы будем исследовать имя существительное.

Тема: Имя существительное и его роль в речи.

Цели:

Я вспомню: что такое имя существительное

Я научусь:

объяснять, что обозначает имя существительное;

выделять имена существительные в тексте

распознавать имена существительные среди других частей речи;

находить устаревшие слова-имена существительные;

определять лексическое значение имён существительных

2.Объясняющий модуль.

1. Работа с правилом.

Константин Георгиевич Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе, — воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.»

Как вы думаете, к какой части речи относится это «великое множество хороших слов и названий»? (Эти слова относятся к именам существительным.)

Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают имена существительные.

Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что?

Есть имена существительные, которые обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать.

Это люди, животные – живые существа, растения, предметы окружающего мира, вещи, орудия труда, транспорт и т. д.

Есть имена существительные, которые обозначают явления природы (дождь), чувства (любовь), качества людей (доброта), действия (стук), время (миг), события (праздник) и т.д.

Вспомним, имена существительные могут быть мужского, среднего и женского рода.

М.р. с.р. ж.р.

Дождь железо любовь

Вспомним, имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

Одушевлённые Неодушевлённые

кто? что?

называют людей и животных называют неживые предметы

ребёнок, мама, папа, лиса, мышь луна, ручка, стол, стекло

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными

Собственные Нарицательные

Фамилии, имена, отчества название предметов

Клички животных

Географические названия

(названия городов,

рек, морей, океанов, озер, гор, пустынь)

Названия газет, журналов, книг, картин,

кинофильмов, спектаклей

Названия кораблей, поездов, различных организаций

Имена существительные изменяются по числам.

единственное число множественное число

обозначает один предмет обозначает два или несколько предметов

парта парты

Как вы думаете, слова, какой части речи чаще всего употребляются? (Имени существительного.)

Имя существительное – самая многочисленная часть речи. Докажем это. Для этого

проведём исследование. Обратимся к тексту.

Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице…

Найдите в тексте непонятные слова.

Давайте объясним лексическое значение непонятных слов.

Злато – то же, что золото (драгоценный металл).

Царь – титул (почётная должность) монарха (верховный правитель). Царь — почётная должность верховного правителя.

Палата – комната.

Престол – трон монарха, т.е. место, где сидит верховный правитель. Символ власти.

Венец – это корона. Символ власти.

Дума – мысль, размышление.

Это устаревшие слова. Устаревшие слова – это слова, явления, предметы или понятия, вышедшие из употребления. Например, десница – правая рука; кичка – головной женский убор; ланиты – щёки; очи – глаза, локоть – мера длины; боярин – представитель правящего класса на Руси IX века – начала XIII века.

Прочитайте ещё раз текст и подсчитайте, общее количество слов, входящих в этот отрывок. (В этом тексте 20 слов.)

Подсчитайте количество имён существительных. (Этот отрывок содержит 8 имён существительных.)

Сделайте вывод, какие части речи преобладают в тексте и почему? (В тексте преобладают имена существительные (8), потому что они обозначают предметы, явления, состояния.)

Продолжаем своё исследование. Понаблюдаем за ролью имён существительных в речи.

Из известного нам отрывка исключим все имена существительные

Видит: весь сияя в …,

… … сидит в …

На … и в 

С грустной … на … ..

Без имён существительных текст потерял всякий смысл. Стало непонятно, что хотел сказать автор.

А теперь уберём из этого же отрывка глаголы.

…, весь сияя в злате,

Царь Салтан … в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице…

Хотя текст и потерял ясность, но смысл легко восстанавливается.

Вывод: без имени существительного невозможно построить текст, передать мысли, чувства, переживания, какую-то информацию.

Л.Успенский сказал: «Имя существительное – хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

Л.Успенский своим высказыванием говорит нам о том, что как хлеб для человека является важнейшим блюдом, символом достатка, благополучия, так и имя существительное делает предложение единым и понятным. А из предложений складывается наша речь.

4. Тренировочный модуль.

1.Чистописание.

1)Пропишите буквы (прописную и строчную), с которой начинается имя верховного правителя из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице…

2)Выпишите из отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» имена существительные с безударными гласными в корне.

3)Спишите этот отрывок.

2. Словарная работа.

Определите слова по их лексическому значению. Запишите их в 3 столбика. Поставьте ударение. Обозначьте орфограммы.

ж.р. ср. р. м.р.

Упакованные в дорогу вещи.

То же, что и разговор.

Общее название изделий из тяжёлого металла.

3. Прочитайте слова. Определите, какой частью речи являются слова.

Ходить, добрый, стучать, честный, бегать, ловкий, дружить, весёлый.

Образуй от данных слов имена существительные. Напиши по образцу.

Что? ходьба, доброта, … .

4. Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите текст. Найдите и подчеркните в тексте имена существительные.

Через всю поляну вьётся лесная тропинка. Мы любим гулять по этой тропинке. Ранней весной мы здесь наблюдаем за полётом птиц.

(По И. Соколову-Микитову)

5. Прочитайте стихотворение В. Луговского. Подберите заголовок к этому стихотворению: «Ветер», «Ночь», «Колыбельная»? Объясните, почему? Подчеркни в стихотворении те имена существительные, которые не обозначают конкретных предметов.

Ветер в горы полетел

И упал в ущелье.

Листья вьются по шоссе

Лёгкой каруселью…

Совы спят на чердаке,

Спят под нашей крышей.

Бродят в горе и тоске

Маленькие мыши.

Кот гуляет под столом,

Песню начиная.

Засыпает тихий дом…

Спи, моя родная!

6. Прочитайте стихотворение З. Александровой. Найдите в тексте имена существительные. Подчеркните одушевлённые имена существительные жёлтым цветом, а неодушевлённые – зелёным.

Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

7. Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму «Большая буква в именах собственных».

(Х,х)удожник (И, и)лья, (Т,т)ётя (К,к)лава, (П,п)рекрасная (Е,е)лена, (Д,д)едушка (В,в)итя, (С,с)овет (Д,д)яди, (П,п)риятный (З,з)апах, (К,к)лоун (Н,н)икулин, (М,м)ой (Г,г)ород.

8. Закончите предложения. Используйте слова для справок.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский … .

Иван Андреевич Крылов – русский … .

Корней Иванович Чуковский – известный детский … .

Пётр Ильич Чайковский – знаменитый … .

Илья Ефимович Репин – прекрасный русский … .

Слова для справок: писатель, баснописец, композитор, поэт, художник.

9. Прочитайте текст. Выпишите имена существительные в два столбика.

ед.ч. мн.ч.

Тяжело зимой людям и животным на севере. Зима там длинная и холодная. Людей и груз везут на собаках лайках. Это верные друзья.

10. Прочитайте басню И.А. Крылова. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните имена существительные.

«Как, милый (П,п)етушок, поёшь ты громко, важно!»

«А ты, (К,к)укушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно!».

Тут (В,в)оробей, случась, промолвил им:

«Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,

Всё ваша музыка плоха!»

11. Соотнесите предложения и схемы. Подчеркните в предложениях одушевлённые имена существительные жёлтым цветом, а неодушевлённые – зелёным.

(где?) .Урок 28. Имя существительное и его роль в речиУрок 28. Имя существительное и его роль в речи

Урок 28. Имя существительное и его роль в речи

(что?).Урок 28. Имя существительное и его роль в речиУрок 28. Имя существительное и его роль в речиУрок 28. Имя существительное и его роль в речи

(как?) .Урок 28. Имя существительное и его роль в речиУрок 28. Имя существительное и его роль в речиУрок 28. Имя существительное и его роль в речи

(что?) (кому?).Урок 28. Имя существительное и его роль в речиУрок 28. Имя существительное и его роль в речи

Урок 28. Имя существительное и его роль в речи

(когда?) (какой?) .Урок 28. Имя существительное и его роль в речиУрок 28. Имя существительное и его роль в речи

Урок 28. Имя существительное и его роль в речи

Тигр грозно рычал.

Сегодня дул сильный ветер.

Строители построили дом.

Я отправил сообщение другу.

В поле растут колокольчики.

12. Восстановите пословицы. Объясните их смысл. От выделенных слов образуйте имена существительные.

Летний день лучше новых двух.

В здоровом теле дружба с плохим – змеиный яд.

Старый друг год кормит.

Дружба с хорошим человеком – лунный свет, здоровый дух.

13. Восстановите текст. Спишите. Найдите и замените устаревшие слова. Подчеркните одной чертой предложение, в котором выражена основная мысль текста. Предложение с однородными членами предложения разберите по членам предложения.

Зимние забавы

Взошло солнце. Оно высветило изумительной красоты зимний белоснежный наряд. Ребятишки высыпали на улицу. Малыши устремились к горке с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Очи блестят. Ланиты разрумянились. Липкие комья снега летели во все стороны.

Зима дарит людям много радости.

Всю ночь шёл густой снег. Крупные снежинки мотыльками кружились в свете окна. За несколько часов всё в природе изменилось.

14. Решите кроссворд. Определите имя существительное по его лексическому значению.

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По вертикали:

2. Крупное морское судно.

3. Обилие материальных ценностей.

4. Здание для обслуживания пассажиров на железнодорожных станциях.

7. Сооружение в виде подъёма и спуска.

По горизонтали:

1. Книгохранилище.

5. Профессия человека, который знает законы земледелия.

6. Периодическое печатное издание в виде больших листов.

8. Совокупность предметов, необходимых в быту.

15. Решите филворд. Найдите устаревшие имена существительные.

Урок 28. Имя существительное и его роль в речи

1. Правая рука.

2. Щёки.

3. Комната.

4. Глаза.

4. Женский головной убор.

5.Контрольный модуль

1. Выберите группу слов, которые являются именами существительными.

а. животное, дом, река;

б. покрывать, гулять, катать;

в. жёлтый, зимняя, красивое

2. Соберите предложение с однородными членами. Подчеркните однородные члены предложения и обозначьте часть речи. Какими членами предложения они являются?

Уборе, стоят, в, деревья, разноцветном, кусты.

3.Вставьте в пословицы подходящие по смыслу имена существительные. Обозначь их род.

Не подливай …. в огонь.

Утро … мудренее.

Слухом … полнится.

6.Рефлексия.

— Что обозначает имя существительное?

— Какую роль играет имя существительное в речи?

— Закончи утверждения:

Я узнал …

Я научился …

Я понял …

У меня получилось,,,

У меня не получилось …