Тема 3. Знаки препинания в сложном предложении
Перед вами два предложения, сложное и простое. Какое отражает одно событие, фрагмент действительности, а какое – два?
1. Друзья познаются в беде. — _______________
2. Глаза страшат, а руки делают. — ____________
Предложение – это основная единица общения. Оно бывает простым и сложным. Сегодня мы повторим основные признаки сложного предложения. Научимся определять его вид и вспомним правила постановки знаков препинания в сложном предложении.
Основное содержание урока
Давайте вспомним, что такое предложение.
Предложение — это основная синтаксическая единица языка, служащая средством общения.
Предложение имеет грамматическую основу. По количеству основ предложения делятся на простые и сложные.
В простом предложении одна грамматическая основа: «Всяк кулик свое болото хвалит».
В сложном предложении две и более грамматических основ: «Дитя плачет, а у матери сердце болит».
Простые предложения в составе сложного на письме обычно отделяются друг от друга запятой.
Итак, признаки сложного предложения:
1) интонация конца предложения;
2) отражение двух событий, фактов, фрагментов действительности;
3) наличие как минимум двух грамматических основ.
Разберем сложное предложение: «Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке».
В данном предложении три грамматических основы: горели клены, порозовел бересклет, ссыхался виноград. Значит, оно состоит из трех простых предложений. Все они разделены запятой.
В следующем году вы узнаете, когда в сложно предложении ставят точку запятой, двоеточие и тире.
Рассмотрим типы сложных предложений и средсва связи в них.
Бессоюзные Союзные
сложносочиненные сложноподчиненные
Интонация Сочинительные союзы и интонация Подчинительные союзы или союзные слова, интонация
Разберем примеры.
Подул резкий ветер, небо затянуло тучами. Перед нами бессоюзное сложное предложение.
Подул резкий ветер, и небо затянуло тучами. Это сложносочиненное предложение. И – сочинительный союз. Части предложения равноправны.
Когда подул резкий ветер, небо затянуло тучами. Когда – подчинительный союз. Такое предложение является сложноподчиненным. В нем выделяются главная и придаточная (зависимая) часть. Небо заволокло тучами когда? Когда подул ветер.
В сложном предложении знаки препинания выполняют две различные функции: разделяют или выделяют простые предложения в составе сложного. Одиночная запятая разделяет простые предложения в составе бессоюзного и сложносочиненного предложений.
Функции занков препинания в СП:
разделительный знак,
выделительный знак
Например,
Долины сохнут и пестреют,
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей. (А.С. Пушкин)
Перед нами сложное предложение с различными видами связи. Первая запятая разделяет части бессоюзного предложения, а вторая запятая разделяет части сложносочиненного предложения.
Двойная запятая выделяет придаточное предложение в сложноподчиненном предложении, если оно находится внутри главного.
Например,
Там на брегу, где дремлет лес священный,
Твое я имя повторял… (А.С. Пушкин)
В данном предложении двойные запятые, то есть это выделительные знаки.
Перейдем к практике. Попробуем расставить запятые в предложении: Церковь которая поставлена на небольшом холме является шедевром мировой архитектуры.
Алгоритм
Внимательно прочитай предложение.
Определи, о чем в нем говорится, сколько в предложении мыслей.
Найди основы предложений (церковь является шедевром и которая поставлена).
Обрати внимание на наличие/отсутствие подчинительных союзов и союзных слов ( которая – союзное слово).
Определи границы предложений в составе сложного.
Расставь знаки препинания: Церковь, которая поставлена на небольшом холме, является шедевром мировой архитектуры.
Ключевые слова:
Предложение. Грамматическая основа. Подлежащее. Сказуемое. Простое предложение. Сложное предложение. Средства связи в сложном предложении
Основные понятия:
Предложение — это основная синтаксическая единица языка, служащая средством общения.
Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое.
Простое предложение — это предложение с одной грамматической основой.
Сложное предложение – это предложение, в котором 2 и более грамматических основ.
Разбор типового тренировочного задания
Найдите предложение, в котором перед союзом И ставится запятая, так как это предложение является сложным. Знаки препинания не расставлены. Ответ запишите цифрой.
1) Туман встречал нас холодеющим прикосновением и уводил в свой сказочный чертог.
2) За горами догорала заря и теплым был воздух вечерний.
3) Приближение весны чувствовалось и по теплой испарине земли и по ярким кочкам новой травы.
4) Свет проникал в ущелье, пронизывал толщу воды и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) найти грамматические основы или однородные члены;
3) определить сложносочиненное предложение.
Ответ: 2.
1) Туман встречал нас холодеющим прикосновением и уводил в свой сказочный чертог. Союз и соединяет однородные сказуемые встречал и уводил. Запятая не ставится.
2) За горами догорала заря и теплым был воздух вечерний. В этом предложении две грамматические основы (догорала заря, воздух был теплым). Союз и соединяет простые предложения в составе сложного, необходимо поставить запятую перед союзом и: За горами догорала заря, и теплым был воздух вечерний.
3) Приближение весны чувствовалось и по теплой испарине земли и по ярким кочкам новой травы. Это простое предложение (приближение чувствовалось). Союз и является повторяющимся, поэтому перед вторым и ставится запятая, но союз соединяет однородные члены, а не части сложного предложения: Приближение весны чувствовалось и по теплой испарине земли, и по ярким кочкам новой травы.
4) Свет проникал в ущелье, пронизывал толщу воды и на дне реки разжигал костры из разноцветных камней. Это простое предложение. Союз и связывает однородные сказуемые пронизывал и разжигал. Запятая не ставится.
Разбор типового контрольного задания
Найдите сложноподчиненное предложение. Ответ запишите цифрой.
1) Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху шел сухой и мелкий дождь.
2) Проводник поставил палатку, разложил костер, остальные тоже готовились к ночлегу.
3) Луна взошла в такую силу, что свет её лился на дно оврага.
.Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать предложения;
2) найти средства связи простых предложений в составе сложного (сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова);
3) определить сложноподчиненное предложение.
Ответ: 3
1) Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху шел сухой и мелкий дождь. И – сочинительный союз. Это сложносочиненное предложение.
2) Проводник поставил палатку, разложил костер, остальные тоже готовились к ночлегу. В данном сложном предложении средством связи между частями выступает только интонация. Это бессоюзное сложное предложение.
3) Луна взошла в такую силу, что свет её лился на дно оврага. Что – подчинительный союз. Это сложноподчиненное предложение.
Урок 3. Знаки препинания в сложном предложении
Поделиться:
Урок 3. Знаки препинания в сложном предложении Скачать