Конспект урока
История, 11 класс. Урок № 3.
Тема – Изменения в политической системе в послевоенные годы
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Сталин и его окружение;
- Ужесточении в административно-командной системе;
- Соперничество в верхних эшелонах власти;
- Усиление идеологического контроля;
- Послевоенные репрессии
- «Ленинградское дело»;
- Борьба с «космополитизмом»;
- «Дело врачей»
Тезаурус:
ГУЛАГ — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения и содержания в 1930—1960 годах.
Репрессии — наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.
Космополиты — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2. / М. М. Горинов, А.А.Данилов и др./; под ред. А. В. Торкунова. -М.; Просвещение, 2016. стр. 74- 78
Интернет — ресурсы:
http://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xx/47352-lysenkovschina.html
Теоретический материал для самостоятельного изучения
После того, как весь партийно-государственный аппарат, был изменен, эти изменения вообще не затронули саму верхушку, лиц, которые всегда были рядом со Сталиным, которые во всем его поддерживали.
Самыми основными действиями в общественно-политической жизни после войны, стало укрепление репрессий, которые были под личным контролем Сталина.
После войны, в СССР не хватало профессиональных кадров, в самых разных областях всех сфер жизни. Для Сталина требовались новые люди, которые были бы профессионалами своего дела. К таким людям относятся Георгий Константинович Жуков и Константин Константинович Рокоссовский в армии, Николай Алексеевич Вознесенский и Алексей Николаевич Косыгин в народном хозяйстве, а партийными работниками стали Алексей Александрович Кузнецов и Николай Семенович Патоличев.
Все репрессивные органы были под прямой властью Сталина и Берия. Бывали слежки, доносительства и попытки, контролировать мысли. ГУЛАГ достигла своего величества, известности после войны, так как к ним добавились миллионы новых людей. Большая часть бывших военнопленных, которые оказывались в плену, направлялись в сибирские и ухтинские лагеря. В 1948 году были созданы лагеря «специального режима» для осужденных за то, что они были против СССР, в этих лагерях для воздействия на заключенного используются разные действия.
Опасаясь возросшей в ходе войны популярности военных, Сталин санкционировал арест маршала авиации Новикова Александра Александровича, генералов Павла Григорьевича Понеделина и Николая Кузьмича Кириллова, ряда сослуживцев маршала Георгия Константиновича Жукова.
В 1949 году руководители партийной организации в Ленинграде были обвинены, в том, что они создали антипартийную группу и проводили работу, которая всем вредила. В 1952 году началось «Дело врачей». Кремлевские врачи были обвинены в том, что они лечили специально плохо высшее руководство СССР. Всего жертвами репрессий в 1948 в– 1953 годах стали почти 6,5 миллион человек. Война пробудила в лучших умах, надежды на ослабление партийно-идеологического контроля. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. С лета 1946 года власти начинают широкое наступление против «западного влияния» на развитие советской культуры. Поход против «западничества» возглавил член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию, Андрей Александрович Жданов. Одновременно набирала темп кампания борьбы с так называемыми космополитами – людьми, обвиненными в низкопоклонстве перед Западом, аполитичности и безыдейности.
Далее, СССР остается в культурной изоляции от остального мира. Первый удар попал по литературе. Итогом «борьбы за чистоту литературы» стало закрытие огромного количества журналов, а порой и выселение авторов этих журналов или газет, а главное – отечественная литература не развивалась. Четвертого сентября 1946 года появилось новое постановление ЦК, посвященное критике «безыдейности» ряда кино. В итоге 1947 года жесткий идеологический пресс контроль, не обошел стороной и музыкантов. Поводом послужило исполнение произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии Сергея Сергеевича Прокофьева, «Поэмы» Арама Ильича Хачатуряна и оперы «Великая дружба» Вано Ильича Мурадели.
Примеры и разбор решения заданий
1. Какому органу принадлежало особое место в укреплении тоталитарного режима?
Варианты ответов:
1) органу надзора
2) репрессивным органам
3) антисоветской деятельности
4) восстановлению культуры.
Правильный вариант: 2) репрессивным органам
2. Вставьте слова в предложение: «Система ______ достигла своего апогея в послевоенные годы, так как к сидевшим там с середины 30-х годов «______ народа» добавились миллионы новых. »
Варианты ответа:
1) ГУЛАГа;
2) ГУАГА;
3) врагам;
4) добровольцам.
Правильный вариант: 1) ГУЛАГа; 3) врагам
3. Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Как называли людей, обвиненных в низкопоклонстве перед Западом.
3. Последняя репрессивная кампания, проводившаяся по инициативе И.В. Сталина?
По вертикали:
2. Вознесенский был председателем чего?
4. Кто возглавил послевоенную кампанию по борьбе с космополитизмом?
5. Какая система достигла своего апогея именно в послевоенные годы?
2 | 4 | |||||||||||||
1 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
Правильные ответы:
По горизонтали: 1. Космополитами; 3. Дело врачей;
По вертикали: 2. Госплана; 4. Жданов; 5. Гулаг