Урок 3. Монолог. Диалог. Стили речи

Поделиться:

Урок 3. Монолог. Диалог. Стили речи
Установите соответствия между понятиями и их определениями.
1) Текст, состоящий из речевых произведений обоих участников общения, каждый из которых попеременно становится то говорящим, то слушающим и характерен для устной речи. А ) Реплики
2) Текст, который является речевым произведением одного участника общения (отправителя, говорящего) и характерен для письменной речи. Б ) Диалог
3) Речевые произведения участников диалога. В ) Монолог
Правильный ответ:1)Б 2)В 3) А
На уроке вы
вспомните, что такое монолог, диалог;
рассмотрите разновидности стилей (научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический) и их особенности.

Основное содержание урока
Вспомните, что такое речь.
Речь – это процесс говорения, осуществленный в устной или письменной форме. Результатом это речевой деятельности является речевое произведение, или текст.
Речь является реализацией языка, который только через нее может выполнять свою основную функцию – служить средством общения (такая функция называется коммуникативной).
По характеру речевой деятельности
речь может быть:
* монологическая или диалогическая;
*устная или письменная;

*разговорная или книжная
Монологической является научная, деловая, во многом публицистическая речь. Однако чаще термин монолог применяют к художественной речи. Монолог можно определить как компонент художественного произведения, представляющий собой речь, обращенную к самому себе или к другим. Монолог — это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью. Классический пример — монолог Гамлета в одноимённой трагедии Вильяма Шекспира.
Быть или не быть, вот в чём вопрос.
Достойно ль смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
В монологе героя не только передаются его собственные размышления, переживания, но и нередко в нем заключены важные, ключевые для произведения идеи.
Особая разновидность монолога — внутренний монолог, цель которого — выразить, имитировать процесс эмоционально-мыслительной деятельности человека, «поток сознания». Для такого монолога типичны прерывистость речи, незаконченные фразы.
Диалог – основной жанр разговорной речи двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику. Для диалога характерна частая смена ролей «говорящий – слушающий», так что собеседники поочередно выступают то в одной, то в другой роли. Реплики могут также выражать добавление, пояснение, распространение, согласие, возражение, побуждение и т. д.
Обычно обмен репликами опирается на известную собеседникам ситуацию и общие знания. Поэтому диалогическая речь часто неполна, эллиптична. Форма диалогической речи (чередование реплик) издавна использовалась в философско-публицистическом жанре, например диалоги Платона, Галилея и других. Современные дискуссии, интервью, «беседы за круглым столом» и другие жанры также используют форму диалогов, правда не всегда удачно: часто в них не звучит подлинно живая диалогическая речь.
В реальной разговорной речи монолог и диалог представлены обычно не в чистом виде, а в пересекающихся формах: диалог может содержать элементы монолога (микрорассказы, минимонологи), а монолог – перебиваться репликами собеседников.
Полилог — разговор между несколькими лицами. В полилоге возможны разные формы взаимодействия говорящих. Например, собеседник может прервать одну тему разговора (оставить своего партнера) и вклиниться в реплики других участников полилога, может вести разговор, участвуя в двух и более темах сразу, и т.п. Полилог широко используется в художественной литературе. Это, прежде всего массовые сцены, позволяющие представить масштабные события, показать народ не как безликую массу, толпу, а как собрание характеров, типов.
Стили речи – этот системы языковых элементов внутри языка, разграниченные условиями и задачами общения. Форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.
Выделяют пять основных языковых стилей; четыре так называемых книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль.
Для каждого стиля характерны определенные языковые средства: слова, их формы, словосочетания, типы предложений. Каждый стиль речи может быть представлен и в устной, и в письменной форме. Если стиль называется книжным, это не значит, что у него нет устных воплощений, например: научный доклад (соответственно, научный стиль) или заявление (официально-деловой стиль). Стили речи реализуются в определенных формах, которые называются жанрами речи. Каждый жанр относится к определенному стилю речи (роман – к художественному, приказ или распоряжение – к официально-деловому).
Жанры речи – это форма организации речи, которая отличается заданным характером речевой деятельности (сравните два жанра – статью и интервью; жанр статьи предполагает монологическую речь, а интервью – это всегда диалог).
Научный стиль – это один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Этот стиль используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью.
В научном стиле выделяют следующие разновидности:
1. собственно научный стиль, который присущ научным трудам – монографиям, диссертациям, статьям в научных журналах, книгах, энциклопедиях; научным докладам;
2. научно-популярный стиль, который присущ текстам, предназначенным для популяризации научных знаний, то есть научно-популярной литературе, статьям в неспециальных журналах, газетах, выступлениям на радио и телевидении, публичным лекциям перед массовой аудиторией;
3. научно-учебный стиль, который используется в учебниках, учебных пособиях, справочниках, предназначенных для учащихся.
Официально-деловой стиль – один из книжных стилей, который используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, то есть законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и т.д. Задача этого стиля – сообщить информацию, дать инструкцию. Он характеризуется точностью, однозначностью, отсутствуем субъективности, особым построением текста.
Жанр речи определяет и форму использования языка (доклад – это устный жанр, а статья – письменный).
Основные жанры – учебник, статья, доклад, диссертация, научная монография, энциклопедическая статья, аннотация, резюме, рецензия.
Основные жанры официально-делового стиля – приказ, служебное распоряжение, инструкция, заявление, запрос, жалоба, рекомендация, отчет, обзор; собрание, совещание, переговоры, интервью.
Публицистический стиль – один из книжных стилей, который используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на митингах, собраниях и т.д. Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность. Основные жанры публицистического стиля – публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в ситуации непринужденной беседы, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма его существования – устная, но он может быть реализован и в письменной форме (записки, частные письма). Задача разговорной речи – общение, обмен впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность и эмоциональность речи, использование мимики и жестов.
Новой и чрезвычайно интересной формой существования разговорной речи являются электронные жанры, существующие в масштабах реального времени и широко представленные в Интернете – форумы, чаты.
Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы и относится к книжной речи. Задача этого стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому воздействовать на чувства и воображение читателя.
Особенностью этого стиля является высокая образность. В художественной речи не только передается определенная информация об окружающем мире – художественный текст создает свой собственный, образный мир.
Основные жанры: рассказ, сказка, стихотворение, комедия, драма, роман, басня и другие.

Ключевые слова
Речевая деятельность, монолог, диалог, полилог, стилистика, разговорный стиль, публицистический стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, художественный стиль, жанры.

Основные понятия:
Монолог — это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная на ответную реакцию другого лица (или лиц), обладающая определенной композиционной организованностью и смысловой завершенностью.
Диалог – основной жанр разговорной речи двух говорящих. Каждое высказывание, называемое репликой, обращено к собеседнику.
Стили речи – этот системы языковых элементов внутри языка, разграниченные условиями и задачами общения.

Разбор типового тренировочного задания
Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?
1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.
2. Толстенный, сестрица, лгунишка.
3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.
4. Довожу до вашего сведения, принять меры.
5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.
Алгоритм выполнения задания:
1) прочитать внимательно задание;
2) определите, какие языковые средства характерны для разговорного стиля;
3) найти верный ответ.
Слова и словосочетания, как языковые средства, в задании
1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.-
характерны для рассуждений (научный стиль).

Слова и словосочетания, как языковые средства, в задании
2. Толстенный, сестрица, лгунишка.-
характерны для общения, обращения к кому- то (разговорный стиль)

Слова и словосочетания, как языковые средства, в задании
3. Акт милосердия, демократизация общества, народные избранники.-
часто встречаются в статьях (публицистический стиль).
Слова и словосочетания, как языковые средства, в задании
4. Довожу до вашего сведения, принять меры.-
характерны для обращения к официальным лицам (официально-деловой стиль).
Слова и словосочетания, как языковые средства, в задании
5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.-
характерны для характеристики героя произведения и описания картин природы (художественный стиль).
Поэтому ответ -2.
Разбор типового контрольного задания
Укажите, к какому стилю относится текст:
«Стилистика — лингвистическая наука, изучающая стили как разновидности языка и авторские стили художественной литературы».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Алгоритм выполнения задания:
4) прочитать внимательно задание;
5) определите особенность высказывания: словарный состав, сочетание слов, свойственных тому или иному стилю;
6) найти верный ответ.

В данном высказывании «Стилистика — лингвистическая наука, изучающая стили как разновидности языка и авторские стили художественной литературы» встречаются научные термины. Поэтому текст относится к научному стилю.
Определите, к каким стилям речи относятся приведённые отрывки: Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?.. Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, называть великим. Человек, который своим именем означал эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся, как одной из слав наших! Он умер, поражённый в самом цвете лет, в разгар сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников. публицистический художественный научный официально-деловой

  Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве, на Немецкой улице (ныне улица Баумана) в доме И. В. Скворцова, сослуживца отца Пушкина по Московскому военному комиссариату. Сейчас на месте бывшего владения Скворцова стоит здание школы №353 (улица Баумана, 10), построенной к столетию со дня гибели поэта (1837 г.) и тогда же получившей его имя. На стене школы – мемориальная доска. научный публицистический художественный официально-деловой

  Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. художественный официально-деловой публицистический научный

  Статья 75.1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. (Конституция Российской Федерации) официально-деловой художественный публицистический научный

Верно Неверно Повторить Сбросить ПроверитьПоказать ответ