Урок 3. Фонетика, орфоэпия, орфография

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок 3

Фонетика, орфоэпия, орфография

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Повторение знаний о фонетике, орфоэпии, орфографии.

2. Повторение фонетического и орфографического разборов.

3. Повторение правописания ъ и ь.

Тезаурус

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий нормы произношения слов.

Орфография – раздел языкознания, изучающий правила написания слов.

Орфограмма – правильное написание по соответствующему правилу или по традиции. Является одной из основных единиц орфографии.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. Учебник.6 класс. В 2-х ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 12 – 19; 191.с.

Дополнительная литература:

1. Рыбченкова Л.М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М. Просвещение, 2014. – с. 19 – 25; 159 с.

2. Граник Г. Г., Секреты орфографии: Кн. для учащихся // Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с.: ил.

3. Купалова А. Ю. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл. // Купалова А. Ю., Костяева Т. А., Леденева В. В. и др. – М.: Просвещение, 1997. – с. 77-78; 207 с

Открытые электронные ресурсы:

1. Сайт «Культура русской речи» www.gramma.ru (Дата обращения 09.06.2019)

2. Информационно-образовательный портал Грамота.ру

http://slovari.gramota.ru (Дата обращения 09.06.2019)

3. Сайт Словари.ру

http://slovari.ru (Дата обращения 09.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прослушайте отрывок из стихотворения Аполлона Николаевича Майкова «Пейзаж».

Кругом пестреет лес зелёный;

Уже румянит осень клёны,

А ельник зелен и тенист…

(А. Н. Майков.)

Прислушаемся к звучанию первой строчки. Сравним произношение и написание каждого слова. Выпишем сначала слова, в которых все буквы соответствуют звукам, а затем не соответствующие звукам.

Совпадают: кругом [кругом].

Не совпадают: пестреет [п’истр’эй’ит], лес [л’эс], зелёный [з’ил’оный].

Сделаем вывод: в русском языке есть слова, которые пишутся так, как слышатся. Но в большинстве слов встречаются буквы, которые не соответствуют звукам.

Большинство ошибок делается по причине расхождения звукового и буквенного анализа слова. Чтобы не ошибиться, надо сначала понять, к какой части речи относится слово, каково его лексическое значение, в какой части слова орфограмма.

Причинами орфографических ошибок может быть следующее:

– помните правило, но «не чувствуете» орфограмму, так как не знаете признаков «опасных мест»;

– не можете выделить корень слова или любую другую морфему;

– не можете подобрать проверочное слово;

– не отличаете предлог и приставку;

– не задумываетесь о том, как пишете;

– пытаетесь вспомнить правило, но не можете, так как правило знаете неточно.

Орфограммы в словах можно найти по особым признакам. Для гласных букв – это безударная позиция; гласные после шипящих и ц. Для согласных – стечение согласных, конец слова. Например, слово пестреет (становится пёстрым) – глагол, в котором две безударные гласные: одна в корне, другая в окончании. Правильно написать безударную гласной в корне поможет проверочное слово (однокоренное) или изменение формы слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. П_стретьпёстрый. В корне пишем е. Глагол пестреть относится к 1-му спряжению, стоит в 3-ем лице единственного числа, следовательно, окончание -ет: пестреет.

Вспомним, что звуки речи изучает фонетика, правила письма (орфография), правила произношения (орфоэпия). Правила письма и правила произношения различаются. Например, в словах шапка, шубка третьи буквы (п, б) перед глухим твёрдым [к] произносятся как глухой твёрдый звук [п]: ша[п]ка, шу[п]ка.

Повторим: при фонетическом разборе используют 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы], (в отличие от 10 букв: а, я, о, ё, е, э, и, ы, у, ю). В безударной позиции такие звуки: [а], [у], [и], [ы].

Порядок фонетического разбора.

1. Слоги, ударение.

2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

3. Согласные звуки: звонкие (в том числе и сонорные), глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные); какими буквами обозначены.

4. Подсчитать, сколько в слове букв и звуков.

Рассмотрим фонетический разбор слова ковёр:

В слове ковёр два слога. Ударение падает на второй слог: ко-вёр.

Гласные звуки: первый безударный, близкий к [а]; обозначен буквой о, второй – ударный [о]; обозначен буквой ё.

Согласные звуки: [к] – глухой парный, твёрдый парный; обозначен буквой к;

[в’] – звонкий парный, мягкий парный; обозначен буквой в;

[р] – сонорный, твёрдый парный; обозначен буквой р.

В слове ковёр 5 букв, 5 звуков.

Запомните произношения некоторых слов:

прибыть – прибыл – прибыла;

баловать – балую;

облегчить – облегчит;

повторить – повторишь – повторите

скворе[шн]ик, яи[шн]ица, му[з’]ей.

В скороговорке Коля колья колет, Поля поле полет возникают трудности с произношением слов Коля и колья. Сравним слова Коля и колья. В первом слове [КОЛ’А] – 4 звука и 4 буквы. Во втором [КОЛ’Й’А] – 5 звуков и 5 букв. Мягкий знак никогда не обозначает звука, здесь он разделяет буквы л и а в слоге -лья.

Повторим: разделительный мягкий знак пишется в корне слова перед буквами е, ё, я, ю, и (платье, жильё, колья, пью, воробьи); разделительный твёрдый знак пишется после приставок на согласные перед буквами е, ё, ю, я (подъезд, съёмка, предъюбилейный, объявление).

Мягкий знак ещё показатель мягкости согласных: пеньки, пень. Мягкость [л’] перед согласным обозначается мягким знаком: болельщик; В магазине продавалась сельдь.

В сочетаниях чк, чн, чт, щн, нщ, нч, рщ мягкий знак не пишется: точно, овощной, девочка, почта, помощник, пончик, фонарщик. В конце предложения ставится точка.

Мягкий знак после шипящих ставится:

– на конце существительных 3-го склонения: ложь (врач – не 3-е склонение; дач – не 3-е склонение); После дождя много луж.

– в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа:

беречься, поёшь.

Бабушка будет печь блины.

– в неопределённой форме глаголов и во 2-м лице единственного числа:

беречься, поёшь. Тише едешь – дальше будешь.

Следует различать неопределённую форму глагола и 3-е лицо. В неопределённой форме ставится мягкий знак: надо (что делать?) заниматься; он (что делает?) занимается.

Как обозначается слог [ца] у имён существительных и у глаголов? Звуки-то слышатся одинаковые! Помните песенку Водяного из мультфильма «Летучий корабль»?

Я Водяной, я Водяной,

Никто не водится со мной,

Внутри меня водица,

Ну что с таким водиться (Ю. Энтин)

Произнесём: водица [вад’ица] и водиться [вад’ица]. Произнесение слов одинаковое. Необходимо запомнить: звук [ц] слышится у глаголов и у существительных, но в глаголах пишем -тся/ться, а у имён существительных -ца: заботиться, заботится, готовится, готовиться, волшебница, курица, медведица.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

  1. Подчёркивание элементов

В предложенном списке слов подчеркните слова, у которых все буквы соответствуют звукам.

Дом, сад, коридор, звук, буква, клад, горох.

Разбор задания: вспоминаем, что всего 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы], (в отличие от 10 букв: а, я, о, ё, е, э, и, ы, у, ю). В безударной позиции такие звуки: [а], [у], [и], [ы]. Запишем слова в транскрипции: дом [дом] – все звуки соответствуют буквам; сад [сат] – на конце слова звучит [т]; коридор [кар’идор] – в безударной позиции [а]; звук [звук] – все звуки соответствуют буквам; буква [буква] – все звуки соответствуют буквам; клад [клат] – на конце слова звучит [т]; горох [гарох] – в безударной позиции [а].

Ответ: Дом, сад, коридор, звук, буква, клад, горох.

Выбор элемента из выпадающего списка

К слову голосок подбери подходящие проверочные слова из предложенного списка.

А) голос, голосочек;

Б) отголосок, голос;

В) голосование, голосистый.

Разбор задания:

В слове голосок две проверяемые безударные гласные в корне. Вспоминаем: чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, надо подобрать такое проверочное слово (однокоренное) или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение. Голосок – голос, отголосок.

Ответ: Б) отголосок, голос.