Конспект урока
Русский язык, 4 класс.
Конспект урока № 30.
Тема: Признаки одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:
Цель нашего урока – вспомнить, что такое одушевленные и неодушевленные существительные
Задачи:
- Научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
- Научиться определять род и число имён существительных
Результаты:
- Узнаем, как отличить одушевленное существительное от неодушевленного.
- Научимся определять род и число имён существительных.
- Сможем определить значение имён существительных.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Имена существительные делятся на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы: кошка, собака, попугай, человек.
- Живые существа: мама, кот, повар.
- Похожее на человека: робот, снеговик, кукла.
- Шахматы, карты: пешка, ферзь, валет.
- Мифологические существа: леший, русалка, домовой.
- Слова мертвец, покойник, утопленник. НО! Труп – неодушевлённое
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы: камень, солнце, домик, автобус.
- Предметы неживой природы: камень, кресло, телефон, просьба, слово.
- Растения: роза, трава, колос, дуб.
- Совокупность живых существ: армия, детвора, молодёжь, стадо.
Одушевленность-неодушевленность – постоянный морфологический признак существительного.
Одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадают с реальным делением на живое и неживое.
Чтобы определить, одушевленное существительное или неодушевлённое, нужно поставить его в форму мн.ч. В.п., а для муж.р. в форму ед.ч. В.п.:
У одушевлённых В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.: вижу (кого?) кошек, нет (кого?) кошек.
У неодушевлённых В.п. мн.ч. = Им.п. мн. ч.: вижу (что?) дом, стоит (что?) дом.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Вспомните разбор имени существительного как части речи (Памятка 4, стр. 147-148 учебника):
- Определите часть речи. На какой вопрос отвечает, что обозначает.
- Укажите начальную форму – Им.п. ед.ч.
- Определите, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
- Определите род и склонение.
- Определите число и падеж.
- Укажите роль в предложении.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задание 1.
Выберете одушевлённые существительные:
- Человечество
- Мертвец
- Солнце
- Повар
Задание 2. Распределите существительные на две группы:
заяц, стакан, компьютер, робот, тюльпан, молодёжь, девочка
Одушевлённые | Неодушевлённые |
Задание 3. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду, объясните свой выбор:
- Коньки, конькобежец, спорт, каток
- Медведь, кедр, заяц, муравей.
Задание 4. Поменяйте в словах одну букву так, чтобы получилось одушевлённое существительное:
Лира, полк, кол, слот
Задание 5. Выделите в тексте одушевлённые существительные зелёным цветом, а неодушевлённые синим
Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.
Задание 6. Разгадайте загадки и заполните кроссворд:
|
|
| 3 |
| 4 |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Он в холодном декабре
Появился во дворе,
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. - Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос,
Вроде в тельняшке, копыта и хвост. - Махнула птица крылом,
Закрыла свет одним пером.
Задание 7. Найдите правильную характеристику к именам существительным
- Толпа
- Птица
- Насекомые
- Енисей
- Нарицательное, одушевлённое, мн.ч., ср.р.
- Нарицательное, одушевлённое, ед.ч., ж.р.
- Собственное, неодушевлённое, ед.ч., м.р.
- Нарицательное, неодушевлённое, ед.ч., ж.р.
Задание 8. Соотнесите форму единственного и множественного числа одного и того же имени существительного:
Берёза, ребёнок, футбол, березняк, ребята, дети, футболист, деревья, футболисты, команда, дерево, берёзы.
Задание 9. Спишите предложение в тетрадь.
Приходите в лес верными друзьями.
Задание 10. Вставьте имена существительные в таблицу в соответствии с характеристикой:
м.р. | ж.р. | ср.р. | |
Одушевл. | |||
Неодушевл. |
Слова: чашка, море, дуб, молодец, красавица, животное
Задание 11. Соедините собственные имена существительные с нарицательными по смыслу:
- Река, город, праздник, страна
- Россия, Екатеринбург, Лена, Новый год.
Задание 12. Образуйте форму множественного числа Винительного падежа имён существительных:
Чудище, умница, армия, бактерия, русалка
Определите, какие существительные одушевлённые, а какие неодушевлённые. С каким существительным возникли трудности?
Задание 13.
Составьте из букв слова ЧЕЛОВЕК три одушевлённых существительных и три неодушевлённых
Задание 14*
Произведите морфологический разбор имени существительного «смена» из предложения «У зверей взрослеет смена». Схема разбора представлена на странице 147 учебника.
Задание 15*
Как называется литературный приём, когда предметы неживой природы наделяются свойствами живых существ?
Это олицетворение.
Выделите в тексте неодушевлённые существительное, которые наделены свойствами живых существ:
Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ
Вариант 1
- Выберите вариант, в котором все существительные одушевлённые:
- Река, рыба, карась
- Петя, умница, домовой
- Пешеход, робот, машина
2. Выберите правильную характеристику существительного ЧУДОВИЩЕ
- Нариц., неодуш., ср.р., ед.ч.
- Нариц., одуш., ср.р., ед.ч.
- Собств., одуш., м.р., ед.ч.
3. Выберете утверждение с ошибкой:
- Собственное имя существительное может быть неодушевлённым
- Существительное среднего рода может быть одушевлённым
- Всё живое в природе называется одушевлёнными именами существительными.
Вариант 2.
1. Выберите вариант, в котором все существительные неодушевлённые:
- Дерево, куст, ландыш, берёза
- Река, море, рыба, креветка
- Рука, сердце, человек, мозг
2 Выберете правильную характеристику существительного РОБОТ
- Нариц., неодуш., м.р., ед.ч.
- Нариц., одуш., м.р., ед.ч.
- Собств., одуш., м.р., ед.ч.
3. Выберете утверждение с ошибкой:
- Нарицательное имя существительное может быть одушевлённым
- Существительное мужского рода может быть неодушевлённым
- Всё неживое в природе называется неодушевлёнными именами существительными.
ЗАПОМНИТЕ!
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы.
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная литература
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
- Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
Дополнительная литература
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
- Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
ОТВЕТЫ:
Задание 1.
2, 4
Задание 2.
Одуш: заяц, робот, девочка.
Неодуш: стакан, компьютер, тюльпан, молодёжь.
Задание 3.
- Конькобежец – одушевлённое
- Кедр — неодушевленное
Задание 4.
Лиса, волк, вол/кот, слон
Или другие существующие слова
Задание 5.
Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.
Задание 6.
1-снеговик (одуш), 2-зима (неодуш), 3-зебра (одуш), 4-ночь (неодуш)
Задание 7.
1-4, 2-2, 3-1, 4-3
Задание 8.
Берёза-берёзы, ребёнок-дети, футболист-футболисты, дерево, деревья
Задание 10.
м.р. | ж.р. | ср.р. | |
Одушевл. | молодец | красавица | животное |
Неодушевл. | дуб | чашка | море |
Задание 11.
Река Лена, город Екатеринбург, праздник Новый год, страна Россия.
Задание 12.
Чудищ (одуш), умниц (одуш), бактерии/бактерий, армии (неодуш), русалок (одуш)
Задание 13.
Одуш: волк, лев, вол
Неодуш: век, кол, чело
Задание 14.
Смена – сущ. (что?), н.ф. – смена, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в им. п., в ед. ч., гл.чл./подлежащее.
Задание 15. Умывальник
Контрольный модуль
В-1
1. 2
2. 2
3. 3
В-2
1. 1
2. 2
3. 3