Урок 30. Признаки одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс.

Конспект урока № 30.

Тема: Признаки одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – вспомнить, что такое одушевленные и неодушевленные существительные

Задачи:

  • Научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
  • Научиться определять род и число имён существительных

Результаты:

  • Узнаем, как отличить одушевленное существительное от неодушевленного.
  • Научимся определять род и число имён существительных.
  • Сможем определить значение имён существительных.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Имена существительные делятся на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы: кошка, собака, попугай, человек.

  • Живые существа: мама, кот, повар.
  • Похожее на человека: робот, снеговик, кукла.
  • Шахматы, карты: пешка, ферзь, валет.
  • Мифологические существа: леший, русалка, домовой.
  • Слова мертвец, покойник, утопленник. НО! Труп – неодушевлённое

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы: камень, солнце, домик, автобус.

  • Предметы неживой природы: камень, кресло, телефон, просьба, слово.
  • Растения: роза, трава, колос, дуб.
  • Совокупность живых существ: армия, детвора, молодёжь, стадо.

Одушевленность-неодушевленность – постоянный морфологический признак существительного.

Одушевлённые и неодушевлённые существительные не всегда совпадают с реальным делением на живое и неживое.

Чтобы определить, одушевленное существительное или неодушевлённое, нужно поставить его в форму мн.ч. В.п., а для муж.р. в форму ед.ч. В.п.:

У одушевлённых В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.: вижу (кого?) кошек, нет (кого?) кошек.

У неодушевлённых В.п. мн.ч. = Им.п. мн. ч.: вижу (что?) дом, стоит (что?) дом.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Вспомните разбор имени существительного как части речи (Памятка 4, стр. 147-148 учебника):

  1. Определите часть речи. На какой вопрос отвечает, что обозначает.
  2. Укажите начальную форму – Им.п. ед.ч.
  3. Определите, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
  4. Определите род и склонение.
  5. Определите число и падеж.
  6. Укажите роль в предложении.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.

Выберете одушевлённые существительные:

  1. Человечество
  2. Мертвец
  3. Солнце
  4. Повар

Задание 2. Распределите существительные на две группы:

заяц, стакан, компьютер, робот, тюльпан, молодёжь, девочка

Одушевлённые

Неодушевлённые

Задание 3. Зачеркните лишнее слово в каждом ряду, объясните свой выбор:

  1. Коньки, конькобежец, спорт, каток
  2. Медведь, кедр, заяц, муравей.

Задание 4. Поменяйте в словах одну букву так, чтобы получилось одушевлённое существительное:

Лира, полк, кол, слот

Задание 5. Выделите в тексте одушевлённые существительные зелёным цветом, а неодушевлённые синим

Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.

Задание 6. Разгадайте загадки и заполните кроссворд:

 

 

 

3

 

4

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Он в холодном декабре

Появился во дворе,
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …

  1. Запорошила дорожки,
    Разукрасила окошки,
    Радость детям подарила
    И на санках прокатила.
  2. Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос,
    Вроде в тельняшке, копыта и хвост.
  3. Махнула птица крылом,
    Закрыла свет одним пером.

Задание 7. Найдите правильную характеристику к именам существительным

  1. Толпа
  2. Птица
  3. Насекомые
  4. Енисей
  5. Нарицательное, одушевлённое, мн.ч., ср.р.
  6. Нарицательное, одушевлённое, ед.ч., ж.р.
  7. Собственное, неодушевлённое, ед.ч., м.р.
  8. Нарицательное, неодушевлённое, ед.ч., ж.р.

Задание 8. Соотнесите форму единственного и множественного числа одного и того же имени существительного:

Берёза, ребёнок, футбол, березняк, ребята, дети, футболист, деревья, футболисты, команда, дерево, берёзы.

Задание 9. Спишите предложение в тетрадь.

Приходите в лес верными друзьями.

Задание 10. Вставьте имена существительные в таблицу в соответствии с характеристикой:

м.р.

ж.р.

ср.р.

Одушевл.

Неодушевл.

Слова: чашка, море, дуб, молодец, красавица, животное

Задание 11. Соедините собственные имена существительные с нарицательными по смыслу:

  1. Река, город, праздник, страна
  2. Россия, Екатеринбург, Лена, Новый год.

Задание 12. Образуйте форму множественного числа Винительного падежа имён существительных:

Чудище, умница, армия, бактерия, русалка

Определите, какие существительные одушевлённые, а какие неодушевлённые. С каким существительным возникли трудности?

Задание 13.

Составьте из букв слова ЧЕЛОВЕК три одушевлённых существительных и три неодушевлённых

Задание 14*

Произведите морфологический разбор имени существительного «смена» из предложения «У зверей взрослеет смена». Схема разбора представлена на странице 147 учебника.

Задание 15*

Как называется литературный приём, когда предметы неживой природы наделяются свойствами живых существ?

Это олицетворение.

Выделите в тексте неодушевлённые существительное, которые наделены свойствами живых существ:

Вдруг из маминой из спальни

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

  1. Выберите вариант, в котором все существительные одушевлённые:
  2. Река, рыба, карась
  3. Петя, умница, домовой
  4. Пешеход, робот, машина

2. Выберите правильную характеристику существительного ЧУДОВИЩЕ

  1. Нариц., неодуш., ср.р., ед.ч.
  2. Нариц., одуш., ср.р., ед.ч.
  3. Собств., одуш., м.р., ед.ч.

3. Выберете утверждение с ошибкой:

  1. Собственное имя существительное может быть неодушевлённым
  2. Существительное среднего рода может быть одушевлённым
  3. Всё живое в природе называется одушевлёнными именами существительными.

Вариант 2.

1. Выберите вариант, в котором все существительные неодушевлённые:

  1. Дерево, куст, ландыш, берёза
  2. Река, море, рыба, креветка
  3. Рука, сердце, человек, мозг

2 Выберете правильную характеристику существительного РОБОТ

  1. Нариц., неодуш., м.р., ед.ч.
  2. Нариц., одуш., м.р., ед.ч.
  3. Собств., одуш., м.р., ед.ч.

3. Выберете утверждение с ошибкой:

  1. Нарицательное имя существительное может быть одушевлённым
  2. Существительное мужского рода может быть неодушевлённым
  3. Всё неживое в природе называется неодушевлёнными именами существительными.

ЗАПОМНИТЕ!

Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и называют живые предметы.

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и называют неживые предметы.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

2, 4

Задание 2.

Одуш: заяц, робот, девочка.

Неодуш: стакан, компьютер, тюльпан, молодёжь.

Задание 3.

  1. Конькобежец – одушевлённое
  2. Кедр — неодушевленное

Задание 4.

Лиса, волк, вол/кот, слон

Или другие существующие слова

Задание 5.

Пришло теплое лето. На лесной опушке распускаются колокольчики, незабудки, шиповник. Белые ромашки протягивают к солнцу свои нежные лепестки.
Вылетают из уютных гнёзд птенцы. У зверей взрослеет смена. Медвежата старше всех. Они родились еще холодной зимой в берлоге. Теперь они послушно следуют за строгой матерью. Рыжие лисята весело играют у норы. В сумерках выходят на охоту колючие ежата.
Не обижайте лесных малышей. Приходите в лес верными друзьями.

Задание 6.

1-снеговик (одуш), 2-зима (неодуш), 3-зебра (одуш), 4-ночь (неодуш)

Задание 7.

1-4, 2-2, 3-1, 4-3

Задание 8.

Берёза-берёзы, ребёнок-дети, футболист-футболисты, дерево, деревья

Задание 10.

м.р.

ж.р.

ср.р.

Одушевл.

молодец

красавица

животное

Неодушевл.

дуб

чашка

море

Задание 11.

Река Лена, город Екатеринбург, праздник Новый год, страна Россия.

Задание 12.

Чудищ (одуш), умниц (одуш), бактерии/бактерий, армии (неодуш), русалок (одуш)

Задание 13.

Одуш: волк, лев, вол

Неодуш: век, кол, чело

Задание 14.

Смена – сущ. (что?), н.ф. – смена, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в им. п., в ед. ч., гл.чл./подлежащее.

Задание 15. Умывальник

Контрольный модуль

В-1

1. 2

2. 2

3. 3

В-2

1. 1

2. 2

3. 3