Урок 30. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы

Поделиться:
Конспект урока

История России, 10 класс.

Урок 30. Сотрудничество с врагом: формы, причины, масштабы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. выявить, какое место занимал национальный вопрос в планах Гитлера;
  2. охарактеризовать подвиг многонационального советского народа;
  3. определить, коллаборационизм и каковы его конкретные проявления;
  4. выяснить, в чем проявилось предательство генерала Власова;
  5. проанализировать национальную политику советских властей в годы войны;
  6. выяснить, какие судебные процессы проводились на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943 г.

Тезаурус:

Депортация – это высылка из государства или насильственное переселение, как мера уголовного или административного наказания.

Власовцы – это члены Русской освободительной армии, воевавшие на стороне Третьего рейха против СССР.

Коллаборационизм – это осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству.

РОА – это Российская освободительная армия.

Ключевые слова

Депортация; Организация украинских националистов (ОУН); Русская освободительная армия (РОА); власовцы; коллаборационизм.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.1. / М. М. Горинов, А.А.Данилов и др./; под ред. А. В. Торкунова. -М.; Просвещение, 2016. стр. 51-55

Дополнительная литература.

Печатные издания:

  • Русский коллаборационизм во время Второй мировой, автор Игорь Гарин, стр. 1-14.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ставя цель напасть на СССР, Адольф Гитлер думал, что наша Родина падет под силами атак его армий, как карточный домик. Но планы лидера фашистов по национальному разобщению развалились. В Красной Армии воевали люди разных национальностей, чьё самосознание в период войны сильно возросло. Были созданы несколько десятков дивизий и бригад, в которых служили люди разных национальностей Советского Союза. Например, Брестскую крепость защищали представители тридцати национальностей.

Но несмотря на то, что в СССР народы сплотились с целью дать отпор врагу, на территории нашей страны всё же возникли национальные движения, которые искали выгоду в сотрудничестве с немцами. Из согласившихся на сотрудничество с врагом была создана Русская освободительная армия (РОА), которой командовал генерал А. А. Власов, захваченный в плен в 1942 году.

Осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству называется коллаборационизмом. Подобное явление внутри отдельных этносов стало причиной депортации (высылки из государства или переселения) целых народов. В итоге, планы Гитлера на раскол между народами СССР не оправдались. Единство советского народа стало самым важным условием его победы в Великой Отечественной войне.

Разбор типового контрольного задания

  1. Кто из данных исторических деятелей в годы Великой Отечественной войны стал сотрудничать с фашистами? Выберите один правильный ответ.

Варианты ответов:

1) А.И. Деникин;

2) А.А. Власов;

3) Д.М. Карбышев

4) М.Д. Бонч-Бруевич

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2)А.А. Власов

Разбор типового контрольного задания

1.Вставьте слова в предложение: «1. Руководителем Русской освободительной армии стал ______. Украинской повстанческой армией во время Великой Отечественной войны руководил ___________».

Варианты ответа: Деникин; Власов; Малиновский; Бандера; Рокоссовский.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Власов; Бандера.