Урок 31. Русская архитектура, живопись и скульптура XVIII в. Музыкальное и театральное искусство

Поделиться:

Конспект
Сегодняшний урок будет посвящен архитектуре, живописи, скульптуре, музыке и театру. Какие стили господствовали в искусстве XVIII века? В чем их особенности? Каких выдающихся личностей мы можем назвать? Каковы их произведения? Это нам предстоит выяснить.
Век Просвещения по праву можно назвать временем расцвета русской культуры. Привлечение иностранцев познакомило русских мастеров с европейскими стилями, а также способствовало созданию своих. Наибольшее распространение получают несколько из них. Стиль барокко, получив распространение в архитектуре еще с конца XVII века, постепенно набирает обороты и при Петре I и его преемниках. Большой популярности он достиг при Елизавете Петровне, однако после ее смерти постепенно вышел из моды и сменился классицизмом. Отличительными особенностями стиля были пышность, вычурность, богато украшенные цветные фасады зданий, а наиболее ярким представителем этого стиля можно считать В.В. Растрелли. Его шедевры – Большой дворец в Петергофе, Большой Екатерининский дворец в Царском селе, ансамбль Смольного монастыря и обновленный Зимний дворец и сегодня являются украшениями не только Петербурга, но и всей России. В живописи стиль барокко был представлен во внутреннем оформлении архитектурных ансамблей, а также в парадных портретах. Одним из наиболее известных художников, работавших в этом стиле, стал А.П. Антропов. Его портреты показывают своего героя правдиво, но в то же время подчеркивают его волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими стали его портреты Петра III и архиепископа Кулябки.
Со смертью Елизаветы Петровны, на престол взошел ее племянник Петр III, проявлявший интерес к стилю рококо. Однако недолгое правление Петра не позволило стилю проявиться в полной мере, известность получил лишь один его представитель Ф.С. Рокотов, но не при императоре, а в годы правления его жены Екатерины II. Портреты работы Рокотова отличались тонким исполнением, поэтичностью, проникнутые осознанием духовной и физической красоты человека, они сохранили для нас образы современников Екатерины II. Наибольшую популярность в годы правления императрицы получил стиль классицизм.
В архитектуре его представляли В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов.
Василий Иванович Баженов стал известен благодаря строительству дома Пашкова в Москве. Кроме того, им был создан проект перестройки Московского Кремля, который пришлось отложить после восстания Е.И. Пугачева, проекты церквей в Подмосковье, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве.
Признание ожидало архитектора уже при Павле I, который привлек Баженова к строительству Михайловского замка в Петербурге и назначил вице-президентом Академии художеств.
М.Ф. Казаков был помощником и учеником Баженова. Не закончив ни университета, ни Академии художеств, он сам основал первое архитектурное училище в Москве. По проектам Казакова построены здание Сената в Московском Кремле, здание Московского университета, дом-усадьба Демидовых, дом князей Долгоруковых и т.д.
Иван Егорович Старов известен благодаря проекту Таврического дворца в Петербурге, также он принимал участие в строительстве городов Новороссии.
В живописи наиболее яркими представителями классицизма являются Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский и А.П. Лосенко.
Дмитрий Григорьевич Левицкий известен благодаря портретам, где герои предстают на фоне тех или иных объектов, дополняющих характеристику личности. Так, Екатерина II изображена художником в роли мудрой законодательницы, а известный заводчик П.А. Демидов предстает на фоне кадок с цветами, что символизирует его любимое дело – садоводство. Вершиной творчества Левицкого стала серия портретов воспитанниц Смольного института.
В творчестве Владимира Лукича Боровиковского преобладал камерный портрет, в котором он старался передать идеал красоты своей эпохи. Стоит отметить, что творчеству художника присущи черты не только классицизма, но и сентиментализма.
Антон Павлович Лосенко стал основоположником русской исторической живописи. Известны также его портреты И.И. Шувалова, А. Сумарокова, Ф. Волкова.
Мастерами портретного жанра были также крепостные художники Иван Петрович и его сын Николай Иванович Аргуновы. Ивана Петровича считали своим учителем известные художники – А.П. Лосенко, Д.Г. Левицкий и др.
Черты классицизма проявились также в скульптуре.
Крупнейшим русским скульптором XVIII века был Федот Иванович Шубин, известный благодаря статуе «Екатерина II – законодательница», бюстам выдающихся деятелей того времени и скульптурному украшению Чесменского и Мраморного дворца.
Наиболее знаменитая скульптура XVIII века была создана иностранным мастером Этьеном Морисом Фальконе. «Медный всадник», посвященный, как гласит надпись «Петру Первому Екатериной Второй» навсегда стал символом Петербурга.
Помимо Фальконе в России трудились и другие иностранные мастера: архитекторы Д. Кваренги, В. Бренна, А. Ринальди; художники, скульпторы и другие.
Отдельное внимание следует уделить театральному искусству и музыке XVIII века.
Музыкальное искусство начинает распространяться со времен Петра II, сделавшего частью придворных праздников концерты. При Анне Иоанновне в России появляется итальянская опера, создается первая балетная труппа.
При ее преемниках выступление певцов и артистов из-за рубежа продолжились, однако только перед двором.
В годы правления Елизаветы Петровны в России появился романс – вокальное произведение на французском языке.
Не терял соей популярности кант – многоголосое бытовое пение.
В эпоху Екатерины II развивается оперная музыка. Известность получил Е.И. Фомин, написавший около 30 опер, крепостной композитор М.А. Матинский, впоследствии отпущенный на волю. Выдающимся композитором стал «русский Паганини» И.Е. Хандошкин.
Как и в музыкальном искусстве, в театре до середины XVIII века были задействованы иностранные актеры.
Собственно русский театр появляется во времена Елизаветы Петровны. Впервые возникли театры при учебных заведениях Петербурга и Москвы.
Всероссийскую славу приобрели постановки Федора Григорьевича Волкова. Он был вызван в Петербург, где в 1756 г. был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр». Волков занял должности актера, режиссера и декоратора, а с 1761 г. стал директором театра.
В театре ставились трагедии а. Сумарокова, в 1767 г. был поставлен балет «Забавы о святках», ведущими танцовщиками в котором были Т. Бубликов, А.и М. Грековы.
Началось строительство постоянных помещений для театров: в 1756 г. был построен постоянный русский театр на Царицыном лугу, а в 1760 г. Театр для русских комедий, трагедий и опер в Москве.
Помимо публичных широко распространились крепостные театры. Наиболее известны театры графа Н.П. Шереметева и князей Юсуповых в Архангельске. Одна из великих русских певиц крепостная П. Ковалева-Жемчугова стала женой своего хозяина – графа Н.П. Шереметева
В провинции также стали создаваться публичные театры, однако большинство простого народа смотрели выступления уличных артистов в дни ярмарок и празднеств.
XVIII век принес известность немалому количеству русских гениев архитектуры, скульптуры, живописи, театра и музыки, имена и произведения которых мы помним и по сей день.
Термины и понятия
Барокко (с итал. Barocco – причудливый) – стиль в искусстве и архитектуре, для которого характерна пышность, вычурность, многоцветие, склонность к излишествам.
Рококо (от франц. Rococo – дробленый камень) – стиль в искусстве и архитектуре, для которого характерна большая нагруженность деталями, изысканность, орнаментальный ритм, а также интерес к мифологии.
Классицизм – стиль в искусстве и архитектуре, для которого характерна строгая иерархия жанров, стройность логичность, четкое следование канонам.
Романс – вокальное произведение на французском языке.
Кант – многоголосое бытовое пение
Опера – музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
Вывод по теме: XVIII век принес известность немалому количеству русских гениев архитектуры, скульптуры, живописи, театра и музыки, имена и произведения которых мы помним и по сей день.
Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарев А.Я. История России. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть 2.