Урок 31. Этимология слов

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок № 31

Этимология слов

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Понятие «этимология».
  2. Этимологические словари.
  3. Этимологический анализ слова.
  4. Работа с этимологическим словарём.

Тезаурус

Этимология – раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слов.

Этимологический словарь – это лингвистический словарь, который содержит информацию по истории слова или морфемы, а также об их фонетических и смысловых изменениях в процессе развития языков.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1.// Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 100-102.

Дополнительная литература:

1. Трубачев О.Н. Этимология // Труды по этимологии. Слово. История. Культура. Т. 1. М., 2004, с. 61–63.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Очень часто мы не задумываемся, откуда взялось слово в нашем языке. Мы употребляем его, даже можем создавать новые слова с этим корнем. Но ведь кто-то же должен заниматься изучением истории слов. И должна существовать для этого отдельная наука. Давайте разберёмся.

В русском языке для обозначения знания или науки о каком-либо предмете или явлении используют греческий корень λόγος, например мифология, геология, археология и др.. Но как же назвать науку, в которой изучают значение слова? Для этого у нас есть заимствованное из греческого слово étymon, которое обозначает истинный, верный. Так у нас получилось слово этимология, обозначающее раздел языкознания, занимающийся изучением происхождения слов.

Что мы с вами проделали, когда составляли слово этимология? Во-первых, искали корни λόγος и étymon – значит, искали морфемы для будущего слова, а так как работали ещё и со значением, то занимались этимологическим анализом. Во-вторых, когда образовывали слово из 2 корней, то делали словообразовательный анализ. При работе с этимологией важно помнить, что значение слова можно найти, опираясь на его строение.

Посмотрим на статью из словаря.

альманах — альмана́х др.-русск. алнамахъ, Домостр. К., стр. 22, из нем. Almanach, которое через франц. almanach (с XIV в.) восходит к греч. ἀλμενιχιακόν – то же; [Ср. еще др.-русск. олманакъ, 1656 г.] Этимологический словарь Макса Фасмера.

Т. е. слово альманах пришло к нам из немецкого, туда – из французского, а восходит вообще к греческому.

Люди, которые занимаются изучением происхождения слова, называются этимологами. Существует несколько этимологических словарей, например Макса Фасмера или Крылова.

Рассмотрим несколько примеров, когда нам может помочь этимологический словарь. Например слово ошеломить. В словаре Ожегова мы видим значение «крайне удивить, внезапно озадачить», а в словаре Фасмера читаем, что образовалось оно от слова шелом, т. е. шлем, изначально обозначавший обух на топоре, так историческое значение ошеломить – «ударить обухом по голове». Т. е. слово приобрело некое метафоричное значение. В этом случае словарь помог понять, с помощью каких морфем образовано слово, от какого слово произошло.

В мире современных технологий мы пользуемся полиэтиленовыми пакетами, а раньше у людей был более экологичный вариант – авоська (плетёная веревочная сумка). К авось добавили суффикс -к-, обозначающий предмет. И этот предмет стал обозначать сумку, в которую – авось что-нибудь подвернётся! – можно положить продукты.

А ещё есть белиберда, которая по толковому словарю обозначает бессмыслицу. В словаре говорится, что образовано оно как подражание непонятной татарской речи.

Варежка – вязаная рукавица с одним большим пальцем, в отличие от перчатки. Как образовалась она? По предположению Крылова, раньше слово имело вид «варега», что связывалось с «варягом» – выходцами из Скандинавии. Первоначально обозначало «варяжскую рукавицу». В других источниках говорится, что слово произошло от слова «вар», т.е. «защита».

Гоголь-моголь в словаре Ожегова имеет такое значение: кушанье из сырых взбитых яиц с добавлением сахара. К нам это слово попало из польского как калька kogel-mogel, а восходит к немецкому Kuddel-muddel – «мешанина».

Казалось бы, слово копейка образовалось от слова копить. На самом же деле образовалось от слова копьё, ведь на них изображался всадник с копьём, они так и назывались – «копейные деньги».

Иногда мы можем сомневаться в том, как пишется то или иное слово. Но при детальном и внимательном рассмотрении, при изучении его морфемного состава можем с лёгкостью найти слово, которое поможет нам правильно написать то, которое вызвало затруднение. Для этого и нужен этимологический анализ слова.

Теоретический материал для углубленного изучения

Этимология некоторых слов

Слово «работа» имеет корень общеславянский и обозначает «неволю, рабство».

Слово «апельсин» заимствовано из голландского калькированием, в котором дословно обозначает «китайское яблоко».

Слово «заяц» образовалось уменьшительным суффиксом от заи. Буквальное значение – «прыгун».

Слово «щёголь» обозначает нарядного человека, возможно, образовалось от щегла – птицы, имеющей пестрое оперение.

Слово «юбка» образовалось от польского, куда пришло из немецкого Juppe – «куртка». Немецкое же восходит к арабскому Jubba, обозначающее безрукавку, к которому, в свою очередь, восходят современные шуба и зипун. Так куртка превратилась в юбку.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

Как называется учёный, занимающийся изучением истории слова?

а) лингвист б) этимолог

Разбор задания: лингвист – это широкое название для учёных, занимающихся изучением разных аспектов языка. Этимолог – тот, кто занимается значением и происхождением слова.

Ответ: б.

Выбор элемента из выпадающего списка.

Выберите правильное утверждение.

Слова колесо, кольцо являются:

а) неродственными, потому что относятся к разным словам;

б) родственными, но относятся к разным словам;

в) родственными, восходят к коло – круг.

Разбор задания: коло с польского языка обозначает круг, поэтому слова колесо и кольцо являются родственными, хотя корни у них разные. Ответ: в.