Урок 33. Как определить род имён существительных

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 33. Как определить род имён существительных

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке Вы узнаете:

– какого рода бывают имена существительные;

– как определить род имени существительного;

— что такое существительные общего рода;

— как согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные.

Литература

Основная:

Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Однажды встретились во дворе Катя, Фёдор и Кирилл. И заговорили про своих питомцев. Катя говорит:

— У меня кошка Муся. Моя кошка самая красивая. Она самая ласковая!

Федя говорит:

— А моего кота зовут Маркиз. Мой кот прям как я. Он самый сильный и смелый. А кто у тебя, Кирилл?

— А у меня задира! Задира?!

Кто же живёт у Кирилла? Почему нам не так легко определить, как в случае с питомцами Кати и Фёдора?

Во фразе Кати слова «кошка», «Муся», «Моя», «она», «самая» и т.д. показали нам, что речь идёт о девочке. Потому что эти слова женского рода. Они обозначают особей женского пола. А во фразе Феди слова «кот», «он», «мой», «самый сильный» и т.д. указали на то, что у него мальчик. Поскольку эти слова мужского рода и обозначают особей мужского пола. В русском языке есть ещё и средний род.

Род существительного легко определить с помощью слов-помощников: он (мой), она (моя), оно (моё). Кот – он, мой – существительное мужского рода, кошка –она, моя – существительное женского рода.

Но есть в русском языке ещё и существительные общего рода – это такие существительные, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому, если обозначают лиц женского рода. Кирилл может сказать: «У меня дома живёт кот-задира». Но он может сказать и так: «У меня дома живёт кошка-задира».

Для того чтобы определить род существительного, чаще всего используются сопровождающие указательные местоимения «этот, эта, тот, та», окончания прилагательных -ая, -ый/ий.

У меня дома живёт такая задира!

У меня дома живёт удивительный задира!

Знать, к какому роду относится то или иное существительное, просто необходимо. Без этого мы не сможем правильно изменять это существительное по падежам, правильно сочетать его с другими словами в предложении. И наша речь будет похожа на речь иностранца, который только-только начал изучать русский язык. И говорит примерно так: «Дорогой Марина! У меня огромный собрание книг и открыток. Я хочу показать тебе мой самый любимый открытка, на который нарисован старый Москва.

Твой Анабель»

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.

Задание 1.

Определите род имён существительных и распределите слова по столбикам

Мужской род Женский род Средний род

Лабиринт, радость, герань, повидло, фамилия, строительство, массаж

Лабиринт – он (мой) м.р. — в 1-й столбик

Радость – она (моя) – ж.р. – во 2-й столбик

Герань — она (моя) – ж.р. — во 2-й столбик

Повидло – оно (моё) –ср.р. – 3 столбик,

Фамилия — она (моя) – ж.р. — во 2-й столбик

Строительство оно (моё) –ср.р. – 3 столбик,

Массаж — он (мой) м.р. — в 1-й столбик

Правильный ответ:

Мужской род

Женский род

Средний род

Лабиринт, массаж

радость, герань, фамилия,

повидло, строительство

Задание 2.

Составьте пару: существительное мужского рода – существительное женского рода

кот – учительница

собака – девчонка

мальчишка – дядя

бабушка – медведица

медведь – пёс

тётя – кошка

учитель – дедушка

Правильный ответ:

кот – кошка,

собака – пес,

мальчишка – девчонка,

бабушка – дедушка,

медведь – медведица,

тётя – дядя,

учитель – учительница