Урок 33. Русская православная церковь в XV – XVI вв. Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Поделиться:
Конспект урока

История, 6 класс

Урок 33. Русская православная церковь в XV –XVI вв. Человек в Российском государстве второй половины XV в.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Будет описана сословная структура Российского государства, правовое положение разных категорий населения.
  2. Познакомятся с устройством русской православной церкви и её взаимодействием с государством, узнают о церковных дискуссиях между нестяжателями и иосифлянами о месте и роли церкви в обществе и государстве, получат информацию об обретении самостоятельности православной церкви России.

Тезаурус

Ересь – сознательное уклонение или искажение догматов, изменяющее религиозное учение. Сторонники ереси отделяются от официальной церкви и составляют секту.

Нестяжатели – духовное течение на Руси во главе с Нилом Сорским (1433 – 1508), представители которого выступали против накопления церковью земель и другого имущества.

Иосифляне – группа русских церковных деятелей во главе с Иосифом Волоцким (1439 – 1515), которые выступали за усиление роли церкви в государстве и обществе, и сохранение церковных и монастырских владений.

Стригольники – религиозное течение еретиков середины XIV в. В Новгороде и Пскове. Его сторонники отвергали таинства, монашество, церковную иерархию.

Автокефалия – статус церкви, при котором она имеет административную независимость от других церквей. Глава автокефальной церкви может иметь титул патриарха, архиепископа, или митрополита.

Тягло – комплекс налогов и повинностей, которые несли низшие слои населения в пользу государства.

Поместье – земельное владение, которое предоставлялось на время за несение государственной службы.

Местничество – это система распределения должностей в государстве согласно знатности и служебного положения предков.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова, – М.: Просвещение, 2019. Электронная форма учебника.
  3. Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И., – М.: Советская Россия, 1986.
  4. Великие государственные деятели России / Маландин В. В., Введенский Р. М., Ляшенко Л. М., Воронин В. Е. М.: Владос, 1996.
  5. Сайт: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времен до XVII века».
  6. Сайт: http://www.booksite.ru/enciklopedia – Древнерусская жизнь в картинках.
  7. Сайт: http://www.krugosvet.ru – Онлайн-энциклопедия «Кругосвет».
  8. Сайт: http://www.avorhist.ru – Русь Древняя и Удельная.
  9. Сайт: http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – Сайт материалов по отечественной истории с древнейших времен до наших дней.
  10. Сайт: http://history.sgu.ru – Российская история в зеркале изобразительного искусства.
  11. Сайт: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext – Хронология русской и западной истории.
  12. Сайт: http://historydoc.edu.ru – Лекции по истории on-line для любознательных.
  13. Сайт: http://www.istorya.ru/hronos.php – История Отечества с древнейших времен до наших дней.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Религиозное мировоззрение было преобладающим в Средние века, однако господство христианства в средневековой Руси было далеко не полным. В народных массах устойчиво сохранялись пережитки языческих верований, что сказывалось в разных праздниках и обрядах и против чего упорную, но довольно безуспешную борьбу вела церковь. В народных обычаях и обрядах было много проявлений невежества, суеверий, но именно народные массы были той средой, которая в конечном счете питала многообразные проявления антицерковной идеологии в русской культуре XIV – XVI вв. Новые духовные искания затронули церковную идеологию. Была предпринята попытка возвратиться к правильному, первоначальному толкованию учения Христа. На этом уроке мы поговорим об изменениях, произошедших в Русской православной церкви в XV – начале XVI вв.

К началу XVI в. в состав Московского государства входили почти все княжества Северо — Востока и Северо — Запада Руси, включая присоединённый Иваном III Новгород. Численность населения составила 5,6 млн человек. Сформировались сословия – наследственные группы со своими правами и привилегиями, закреплёнными законом. Государственные должности распределялись в зависимости от знатности рода, такая система называлась местничество. Для сельского населения жизнь тоже изменилась. Они по-прежнему могли менять владельцев, но время перехода было ограничено двумя неделями в году, приуроченными к Юрьеву дню (26 ноября). В 1497 г. был принят Судебник, закрепивший новый порядок жизни в едином Московском государстве.

В церковно — философской мысли Руси XV – XVI вв. появились течения, родственные западноевропейскому Возрождению и Реформации. В церковной иерархии и в монашеской среде сложилось два мнения по вопросу о монастырских владениях: одно – иосифлянское: за богатую и сильную Церковь, опору самодержавия, другое – нестяжательское, отрицавшее права церкви и монастырей на земельные владения. В итоге, иосифляне превратились в самую влиятельную, правящую группу в Русской Церкви, а сама православная церковь России стала государственно – национальной. Церковная уния Патриарха Константинополя с Римом в 1439 г., и падение Константинополя в 1453 г. сделали возможным установление автокефалии Московской митрополии. В 1459 г. её канонические пределы совпали с политическими границами Российского централизованного государства.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите признаки земельных владений, существовавших в Московском государстве в XV в., по двум группам.

Поместье

Вотчина

Варианты ответов:

Великий князь мог отобрать

Нельзя продавать, дарить

Передавалось по наследству

Можно продавать, обменять

Давалось на время несения службы

Безусловное земельное владение

Условное земельное владение

Правильный ответ:

Поместье

Вотчина

Условное земельное владение

Безусловное земельное владение

Давалось на время несения службы

Передавалось по наследству

Нельзя продавать, дарить

Можно продавать, обменять

Великий князь мог отобрать

Задание 2. Выберите один ответ. Юрьев день был определён как время перехода крестьян на другие земли в?

Варианты ответов:

1) 1480 г.

2) 1487 г.

3) 1497 г.

3) 1503 г.

Правильный вариант:

3) 1497 г.