Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок № 34
Буквы а – о в корне -зар- – -зор-
Гласные в корнях с чередованием (обобщение)
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Понятие «чередующаяся гласная в корне».
2. Понятие «чередование гласных в корне».
3. Чередование, зависящее от ударения.
4. Алгоритм работы с чередующимися гласными в корне.
Тезаурус
Чередование гласных в корне – такое явление, при котором в корнях с одним и тем же лексическим значением пишутся разные гласные.
Чередующиеся гласные – безударные гласные внутри корней, которые невозможно проверить ударением, так как зависят они от значения, положения в слове или соседствующих морфем.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 Ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 108-109.
Дополнительная литература:
1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 7.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим слова: заря, зорька, зарево, озарение. Их объединяет корень. Возникает вопрос: какую букву писать? Давайте проведём анализ.
Первое, что мы можем сделать, – поставить ударение. Таким образом получается: заря, зорька, зарево, озарение. В словах зорька и зарево мы можем сразу поставить гласную, так как она находится под ударением. А под ударением мы пишем то, что слышим. Следовательно, первую часть правила можно сформулировать так: в словах с корнями -зор- – -зар- под ударением пишем то, что слышим.
Отталкиваясь от аналогичных правил по чередующимся гласным, можем предположить, что в остальных словах пишется а. Проверим себя по словарю: заря, озарение.
Как в целом можно сформулировать правило? В словах с корнями -зор- – -зар- под ударением пишем то, что слышим, без ударения – букву а.
При работе с чередующимися гласными в корне необходимо помнить, от чего зависит чередование:
– согласная на конце корня;
– суффикс за корнем;
– ударение.
Давайте вместе составим алгоритм работы с чередующимися гласными в корне.
Рассмотрим -лож- – -лаг(а)- и -кос- – -кас(а)-. Для последней пары надо проверить значение корня – прикосновение к чему- или кому-либо.
Применяем правило: для -лож- – -лаг(а)- и –кос- – -кас(а)-: без суффикса пишем букву о, с суффиксом – а.
В корнях -рос- – -ращ- – -раст- обращаем внимание на согласную в корне.
Для -гор- – -гар- проверяем значение – подвергаться огню или высокой температуре.
Для -зор- – -зар-: под ударением – пишем то, что слышим, без ударения – букву а.
Так выглядит алгоритм в целом.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Выберите слово, которое не подходит под тему «Чередующиеся гласные в корне».
Горе, заря, прикосновение, положение, выращу.
Правильный ответ: горе
Выбор элемента из выпадающего списка.
Выберите правильное утверждение.
Чередующиеся корни:
а) проверяются ударением;
б) зависят от суффиксов;
г) нельзя проверить ударением;
д) всё перечисленное.
Правильный ответ: г