Урок 34. Формирование культурного пространства единого Российского государства

Поделиться:
Конспект урока

История, 6 класс

Урок 34. Формирование культурного пространства единого Российского государства

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Процессы формирования культурного пространства единого Российского государства.

Тезаурус

Хождение – жанр литературы, посвящённый описаниям путешествий.

Регалии – предметы, являющиеся символами монархической власти.

Куранты – название башенных часов с набором настроенных колоколов, издающих бой в виде мелодии.

Секуляризация, обмирщение – перенесение акцента с религиозного начала на «мирское», обыденную жизнь.

Панегирик – произведение хвалебного жанра.

Канон – неизменяемая, традиционная, не подлежащая пересмотру совокупность правил и образцов в различных сферах деятельности, в том числе в искусстве.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. История России, 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович и др. под редакцией Академика РАН А. В. Торкунова, – М. Просвещение, 2019. Электронная форма учебника.
  3. Сокровищница документов прошлого / Автократова М. И., Буганов В. И., – М.: изд-во: Советская Россия.336 с. 1986
  4. Великие государственные деятели России / Маландин В. В., Введенский Р. М., Ляшенко Л. М., Воронин В. Е. – М.: Владос, 1996.
  5. Ссылка: https://histrf.ru/lectorium/videocoursebook – Видеоучебник «История России с древнейших времен до XVII века».
  6. Ссылка: http://www.booksite.ru/enciklopedia – Древнерусская жизнь в картинках.
  7. Ссылка: http://www.krugosvet.ru – Онлайн-энциклопедия «Кругосвет».
  8. Ссылка: http://www.avorhist.ru – Русь Древняя и Удельная.
  9. Ссылка: http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm – Сайт материалов по отечественной истории с древнейших времен до наших дней.
  10. Ссылка: http://history.sgu.ru – Российская история в зеркале изобразительного искусства.
  11. Ссылка: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext – Хронология русской и западной истории.
  12. Ссылка: http://historydoc.edu.ru – Лекции по истории on-line для любознательных.
  13. Ссылка: http://www.istorya.ru/hronos.php – История Отечества с древнейших времен до наших дней.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В XV столетии мироощущение жителей русских земель заметно менялось. Для русского человека раздвинулись границы известного ему мира. Более регулярным стало общение с представителями западноевропейских стран, что позволяло знакомиться с их культурой и традициями, бытом, модой… Появилась возможность сравнивать обычаи, порядок жизни.

Превращение Москвы в центр освободительной борьбы и политической жизни всех русских земель привело к изменению в сознании людей образа великих князей. Они воспринимались теперь как лидеры государства, ведущего справедливую освободительную борьбу с Ордой.

События, связанные с заключением Флорентийской унии, падением Византии, попытками католицизма проникнуть в православные земли, вели к укреплению авторитета православной веры. У многих церковных и государственных деятелей возникает понимание, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире.

К началу XVI в. в состав Московского государства входили почти все княжества Северо — Востока и Северо — Запада Руси. Расширение экономических связей между регионами страны, широкий поток миграции населения на юг и в Сибирь, объединение больших масс людей в ходе социальных движений способствовали складыванию русской нации, а взаимопроникновение прежде обособленных местных традиций вело к развитию общности русской культуры. На рубеже XV – XVI столетий определяется преобладание московской художественной и литературной школы, усвоившей традиции местных школ, которые постепенно вливались в общерусское культурное пространство. Парадность, торжественность, праздничность, стали чертами этого стиля и отвечали стремлению русских людей того времени к возвышенной красоте. Можно уверенно утверждать, что процесс формирования единого русского государства завершался процессом формирования единого культурного пространства. В период XV – XVI вв. были созданы многие выдающиеся произведения искусства, заложены основы дальнейшего развития многогранной отечественной культуры.

Главные черты русской культуры XV – первой половины XVI вв.:

– Доминирует идея единства русской земли;

– Рождается общерусская художественная традиция;

– Теория «Москва – третий Рим» влияет на культуру;

– Византийское наследие трансформируется в самобытную национальную культуру.

Хронограф – особый жанр летописного творчества, посвященный всеобщей истории, иногда с включением истории русской. Значительная часть хронографов излагалась на основе Ветхого Завета, поэтому эти произведения близки к библейским книгам. Самая ранняя из составленных на Руси версия – Хронограф по великому изложению, в котором русская история заняла свое место во всемирном историческом процессе.

Феофан Грек — византийский мастер-иконописец, почему и получил прозвище Грека, в расцвете творческих сил покинул родину и до самой смерти работал на Руси. Манеру письма Феофана называют живописной скорописью за точные и четкие мазки

Андрей Рублёв – один из самых известных русских иконописцев московской школы, иконной и монументальной живописи XV века.

Феофан и Андрей работали вместе в Москве на росписи Благовещенского собора Кремля. Иконы Грека – величественны, лики святых суровы и гениальны. Андрей Рублев выработал собственный стиль, в нём нет драматизма и суровости. Его манера письма спокойна, наполнена ясностью и гармонией.

Отличительные черты московской художественной школы XVI в.:

— Красочность, декоративность;

— Многофигурность, необычные, малораспространённые сюжеты;

— впитала традиции местных иконописных школ.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Из перечисленных исторических личностей иконописцами были?

Варианты ответов:

А) Афанасий Никитин

Б) Даниил Чёрный

В) Пётр Мстиславец

Г) Дионисий

Д) Андрей Рублёв

Е) Марко Руффо

Правильный ответ:

Б) Даниил Чёрный

Г) Дионисий

Д) Андрей Рублёв

Задание 2. Установите соответствие между названиями произведений русской литературы и их фрагментами.

А) «Хождение за три моря»

1) «Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть…»

Б) «Житие Сергия Радонежского»

2) «Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликование. Преодолела слава русская хулу поганых. Уже низвергнут Див на землю, а гроза и слава великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, по всем землям пронеслась…»

В) «Задонщина»

3) «Индийцы совсем не едят мяса… Едят рис с маслом, да травы разные, а варят их с маслом и молоком…»

Правильный вариант:

А) «Хождение за три моря»

3) «Индийцы совсем не едят мяса… Едят рис с маслом, да травы разные, а варят их с маслом и молоком…»

Б) «Житие Сергия Радонежского»

1) «Когда он послан был отцом своим искать скот, он увидел некоего черноризца на поле под дубом стоящего и молящегося. Когда кончил молиться старец, он обратился к Варфоломею: «Что хочешь, чадо?» Отрок же сказал: «Душа желает знать грамоту. Учусь я грамоте, но не могу ее одолеть…»

В) «Задонщина»

2) «Уже по Русской земле разнеслось веселье и ликование. Преодолела слава русская хулу поганых. Уже низвергнут Див на землю, а гроза и слава великого князя Дмитрия Ивановича и брата его, князя Владимира Андреевича, по всем землям пронеслась…»