Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 36. Именительный падеж
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На этом уроке Вы:
— узнаете, какое значение имеет именительный падеж;
— научитесь находить имена существительные в именительном падеже;
— потренируетесь объяснять, каким членом предложения они являются.
Литература
Основная:
Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Однажды Вовка пришёл домой очень расстроенный. По русскому языку задали учить про именительный падеж имён существительных, переписать текст, в котором нужно найти и подчеркнуть все подлежащие. А Вовке очень хотелось посмотреть футбол. Вот ведь!
Посмотрел он в дневник. Проворчал, что и без именительного падежа можно прожить. И включил телевизор.
На экране телевизора нет изображения, слышен только голос комментатора:
— Добрый ____________, уважаемые ___________, ________________ ведёт репортаж со стадиона, где будут соревноваться две сильнейшие__________: «_______» и «___________». ______________ вышли на поле, и __________ начался!. Вот ______________ входит в штрафную зону команды «___________», ведь ______________ пропустил его к своим воротам и … ___________ сносит футболиста из штрафной площади. ___________?! Да! _____________ своим коронным ударом – в правую штангу с отскоком попадает в спину вратарю, затем в перекладину, в левую штангу и – в ворота – забивает гол команде «____________».___________ команды «________» делает замену – в поле выходит ______________. Вот _____________ обводит защитника команды «__________» _______ всё ближе, и ближе проходит к воротам, ударяет по мячу и…_______________!!!
Кто? Что? – кричит мальчик.
Озадаченно выключает телевизор и садится за книгу, в которой написано так:
На суку сидит___________
На заборе спит________
К нам летит_______
Соловьем свистит_________
На сосне сопит____________
Рассказала все____________
Кто? Что? – кричит мальчик. Так невозможно!
Получается, нельзя без именительного падежа?
Вы уже знаете, что в русском языке всего шесть падежей. Падеж указывает на отношение обозначенного существительным лица (предмета) к другим лицам, предметам, явлениям, действиям. Именительный падеж недаром стоит самым первым. Ведь именно он называет имя предмета, именует его. Отсюда и название. Поэтому форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного. Именительный падеж используется, когда мы называем человека или предмет, который совершает действие, описываем этого человека или предмет, относим этого человека или предмет к определенной группе, говорим, что у кого-то что-то есть, о том, что нам что-то нужно, необходимо, требуется, а также при обращении. Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим. Узнать его очень легко. Надо найти слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и проверить, отвечает ли оно на вопрос кто? или что? Именительный падеж в предложении всегда употребляется без предлога.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
Задание 1.
Автор перепутал все подлежащие местами, и получилась небылица. Отредактируйте текст. Превратите небылицу в быль.
Огурцы играют в прятки,
Поросята точат шпаги,
Малыши растут на грядке,
Мушкетёры спят в овраге,
Раки в цирк бегут ватагой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну,
Дети дремлют под корягой.
Правильный ответ:
Огурцы растут на грядке,
Малыши играют в прятки,
Мушкетёры точат шпаги,
Поросята спят в овраге,
Раки, дремлют под корягой,
Дети в цирк бегут ватагой
Волки воют на луну
Щуки плавают по дну.
Задание 2.
Составьте предложения
1. дочь, отец, пойти в музей, предложил.
2. спать, мешает, музыка, сосед, громкая.
3. сын, отец, много гулять, не разрешает.
4. всегда советуют, дети, много заниматься, родители.
Подлежащие подчеркнуты. Подлежащие всегда в именительном падеже. Как правило, предложения начинаются с подлежащего.
Правильный ответ:
1. Отец предложил дочери пойти в музей.
2. Громкая музыка мешает спать соседям.
3. Отец не разрешает сыну много гулять.
4. Родители всегда советуют детям много заниматься.