Урок 36. Именительный падеж

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 36. Именительный падеж

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке Вы:

— узнаете, какое значение имеет именительный падеж;

— научитесь находить имена существительные в именительном падеже;

— потренируетесь объяснять, каким членом предложения они являются.

Литература

Основная:

Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2013.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Однажды Вовка пришёл домой очень расстроенный. По русскому языку задали учить про именительный падеж имён существительных, переписать текст, в котором нужно найти и подчеркнуть все подлежащие. А Вовке очень хотелось посмотреть футбол. Вот ведь!

Посмотрел он в дневник. Проворчал, что и без именительного падежа можно прожить. И включил телевизор.

На экране телевизора нет изображения, слышен только голос комментатора:

— Добрый ____________, уважаемые ___________, ________________ ведёт репортаж со стадиона, где будут соревноваться две сильнейшие__________: «_______» и «___________». ______________ вышли на поле, и __________ начался!. Вот ______________ входит в штрафную зону команды «___________», ведь ______________ пропустил его к своим воротам и … ___________ сносит футболиста из штрафной площади. ___________?! Да! _____________ своим коронным ударом – в правую штангу с отскоком попадает в спину вратарю, затем в перекладину, в левую штангу и – в ворота – забивает гол команде «____________».___________ команды «________» делает замену – в поле выходит ______________. Вот _____________ обводит защитника команды «__________» _______ всё ближе, и ближе проходит к воротам, ударяет по мячу и…_______________!!!

Кто? Что? – кричит мальчик.

Озадаченно выключает телевизор и садится за книгу, в которой написано так:

На суку сидит___________

На заборе спит________

К нам летит_______

Соловьем свистит_________

На сосне сопит____________

Рассказала все____________

Кто? Что? – кричит мальчик. Так невозможно!

Получается, нельзя без именительного падежа?

Вы уже знаете, что в русском языке всего шесть падежей. Падеж указывает на отношение обозначенного существительным лица (предмета) к другим лицам, предметам, явлениям, действиям. Именительный падеж недаром стоит самым первым. Ведь именно он называет имя предмета, именует его. Отсюда и название. Поэтому форма именительного падежа единственного числа и есть начальная форма любого имени существительного. Именительный падеж используется, когда мы называем человека или предмет, который совершает действие, описываем этого человека или предмет, относим этого человека или предмет к определенной группе, говорим, что у кого-то что-то есть, о том, что нам что-то нужно, необходимо, требуется, а также при обращении. Имя существительное в именительном падеже в предложении всегда является подлежащим. Узнать его очень легко. Надо найти слово, которое называет то, о ком или о чём говорится в предложении, и проверить, отвечает ли оно на вопрос кто? или что? Именительный падеж в предложении всегда употребляется без предлога.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.

Задание 1.

Автор перепутал все подлежащие местами, и получилась небылица. Отредактируйте текст. Превратите небылицу в быль.

Огурцы играют в прятки,

Поросята точат шпаги,

Малыши растут на грядке,

Мушкетёры спят в овраге,

Раки в цирк бегут ватагой,

Волки плавают по дну,

Щуки воют на луну,

Дети дремлют под корягой.

Правильный ответ:

Огурцы растут на грядке,

Малыши играют в прятки,

Мушкетёры точат шпаги,

Поросята спят в овраге,

Раки, дремлют под корягой,

Дети в цирк бегут ватагой

Волки воют на луну

Щуки плавают по дну.

Задание 2.

Составьте предложения

1. дочь, отец, пойти в музей, предложил.

2. спать, мешает, музыка, сосед, громкая.

3. сын, отец, много гулять, не разрешает.

4. всегда советуют, дети, много заниматься, родители.

Подлежащие подчеркнуты. Подлежащие всегда в именительном падеже. Как правило, предложения начинаются с подлежащего.

Правильный ответ:

1. Отец предложил дочери пойти в музей.

2. Громкая музыка мешает спать соседям.

3. Отец не разрешает сыну много гулять.

4. Родители всегда советуют детям много заниматься.