Конспект урока
Математика
5 класс
Урок №36
Обобщение и систематизация знаний по теме «Измерение величин»
Перечень рассматриваемых вопросов:
— приборы для измерения величин;
— сравнение и упорядочивание однородных величин;
— единицы измерения величин.
Тезаурус
Прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые (каждый равен 90 градусам).
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Прямоугольный параллелепипед – это шестигранник, у которого все грани являются прямоугольниками.
Треугольник – это геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой и соединённых между собой.
Обязательная литература
Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
Дополнительная литература
1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 класс. // П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнёв, О. Ф. Зарапина. – М.: Просвещение, 2009. – 142 с.
2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 классы. // И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2014. – 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Линейка, секундомер, транспортир, весы – это приборы для измерения различных величин.
Сегодня мы вспомним, для чего они используются.
Начнём с линейки. Это простейший инструмент для измерения длины. Эту величину можно измерить в метрах, сантиметрах, километрах и так далее.
Зная длину всех сторон, можно найти периметр и площадь прямоугольника и квадрата по формулам. Периметр – сумма длин всех сторон прямоугольника:
Р = АВ + ВС + АС + СD
Площадь – произведение длины на ширину прямоугольника:
S = АВ · BC.
Площадь квадрата можно узнать, вычислив квадрат его стороны:
S = а2.
АВ = 5 см
ВС = 3 см
Квадрат со стороной
АВ = 6 см
Например, у прямоугольника периметр равен 16 см, а площадь – 15 см2.
Р = АВ + ВС + АС + СD = 5 + 3 + 5 + 3 = 16 (см)
S = АВ · BC = 5 · 3 = 15( см2)
У квадрата периметр составляет:
Р = 4 · АВ = 4 · 6 = 24( см)
А площадь равна:
S = АВ2 = 62 = 36( см2)
Ещё с помощью линейки можно находить измерения прямоугольного параллелепипеда, то есть его длину, ширину и высоту. А значит, можно определить объём этого тела, вычислив произведение трёх его измерений.
АВ = 3 см
ВС = 4 см
СС1 = 5 см
Например, объём такого параллелепипеда равен:
V = АВ · ВС · СС1 = 60( см3)
С помощью линейки можно по рисунку определить радиус и диаметр окружности или круга.
Например, радиус этой круга равен 5 см, а диаметр составляет 10 см, так как он в два раза больше радиуса.
радиус = 5 см
диаметр = 10 см
Далее рассмотрим, для чего необходим транспортир. С его помощью измеряют углы, а зная градусную меру углов, можно определить вид треугольника.
Например, в представленном треугольнике все углы острые, то есть меньше 90 градусов.
Такой треугольник называют остроугольным.
В другом треугольнике один угол прямой, то есть равен 90 градусам.
Значит, этот треугольник – прямоугольный.
В следующем треугольнике один угол тупой, то есть больше 90 градусов.
Такой треугольник называется тупоугольным.
Рассмотрим следующее устройство – секундомер. Этот прибор предназначен для измерения времени.
Время можно измерять в секундах, минутах, часах, месяцах, годах и так далее.
Эти единицы измерения соотносятся между собой следующим образом:
1 сутки = 24 ч
1 ч = 60 мин.
1 мин. = 60 с
1 год = 12 месяцев = 4 квартала = 365 дней (366 дней в високосный год)
Рассмотрим следующее устройство – весы. Этот прибор служит для определения массы тела. Её можно измерить в граммах, килограммах, тоннах и так далее.
Эти единицы измерения соотносятся между собой следующим образом:
1 т = 1000 кг = 1000000 г
1 кг = 1000 г
1 ц = 100 кг
Рассмотрим ещё один прибор – спидометр. Он предназначен для измерения скорости движения тела.
Но скорость можно определить и по формуле – как путь, делённый на время.
v = s : t
Решим задачу. Два заводских автобуса, двигаясь по разным маршрутам, проезжают одну и ту же остановку. Первый – через 20 минут, второй – через 50 минут. Через какое наименьшее время они встретятся на этой остановке, выезжая с неё одновременно?
Решение: чтобы решить эту задачу, нужно расписать время проезда первого и второго автобуса и найти минимальный одинаковый промежуток времени.
Время, которое нужно для проезда до нужной остановки первым автобусом: 20 мин.; 40 мин.; 60 мин.; 80 мин.; 100 мин. и т. д.
Время, которое нужно для проезда до нужной остановки вторым автобусом: 50 мин.; 100 мин.; 150 мин. и т. д.
Как видно из рассуждений, время совпадёт первый раз в 100 мин. Это и есть решение задачи.
Ответ: 100 мин.
Тренировочные задания
№ 1. Выразите 4 часа в минутах
Решение: для решения этой задачи достаточно вспомнить, что 1ч = 60 мин. Затем перевести 4 часа в минуты, умножив 4 на 60. Получаем 240 мин. в 4 часах.
Ответ: 240 мин.
№ 2.Увеличьте время 4ч 53 мин. в два раза.
Решение: для решения этой задачи умножим на 2 отдельно часы и минуты. Получим 8 часов и 106 минут. Так как в 1 ч содержится 60 мин., узнаем, сколько часов в 106 минутах.
106 мин. – 60мин. = 46 мин.
И далее к 8 ч добавим ещё один час, содержащийся в 106 минутах.
Ответ: 9 ч 46 мин.