Буквы О и А на конце наречий. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья»
Дополнительный материал для закрепления нового материала
Работа по картине Е. Н. Широкова «Друзья».
Цели: совершенствовать навык выражения мыслей в устной и письменной формах; развивать умение соотносить живописный и словесный образы.
- • Почему Е. Н. Широков назвал свою картину «Друзья»? (На картине Широкова изображены мальчик и его собака. Любой домашний питомец — друг. Но собаки особенно эмоциональны, они чувствуют своего хозяина, и хозяева понимают их без слов. Собака — это животное, которое является образцом верности, преданности. Если хозяин заботится о собаке, внимателен к ней, то и она отвечает ему взаимностью.)
• В каком настроении оба персонажа? Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчён? (Картина проникнута настроением грусти, задумчивости, погружённости в переживание. Глаза мальчика опущены — он чем-то огорчён. Собака тоскует так же, как хозяин. Её взгляд серьёзный и умный. Она спокойно лежит, но одно ухо поднято, то есть внешне спокойная, она чутко улавливает происходящее вокруг и прежде всего настроение своего хозяина. Мальчик положил руку на спину собаки — это жест ласкового хозяина и жест, передающий сходство внутреннего состояния персонажей. Фигуры мальчика и собаки образуют треугольник, являющийся композиционным центром картины.)
• Что могло произойти до того момента, который изображён на картине? (Может быть, собака заболела, или мальчик поссорился с кем-то, или произошло что-то грустное в его семье.)
• Каков художественный смысл картины? Для чего художник её написал? Какой важной мыслью он делится со зрителем? (Средствами живописи Широков утверждает мысль о красоте истинной дружбы, о том, что верными друзьями бывают не только люди, но и животные. Они сопереживают человеку, понимают и поддерживают его. А человек отвечает четвероногому другу тем же. Настоящая дружба — большая редкость. Чутких и преданных друзей надо беречь как особый дар.)
Литература:
- • Касатых Е. А. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Касатых. — 2-е изд. — М.: Просвещение.
• Ефремова Е. А. РУССКИЙ ЯЗЫК Рабочая тетрадь 7 класс.
• Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организций / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — 3-е изд. — М.: Просвещение.
• Русский язык. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций / А. Г. Нарушевич, И. В. Голубева. — М.: Просвещение, 2014.
• Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская и др.]. — 6-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2017.
• Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диагностические работы. 7 класс : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Н. Н. Соловьёва. — М.: Просвещение, 2014.
Конспект
Ключевые слова:
Наречие, суффикс на конце наречий, гласные а и о, прилагательное, способ образования слов, приставка.
Основные понятия:
Наречие – самостоятельная часть речи. Отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Не изменяется.
Приставка – часть слова перед корнем.
Суффикс – часть слова после корня.
Корень – основная значимая часть слова, несущая в себе лексическое значение слова.
Пояснения:
Правописание букв а и о на конце наречий зависит от способа образования наречия (суффиксального или приставочно — суффиксального), от группы приставок (из-, до-, с- или в-, на-, за-).
Если слово образовано от бесприставочного прилагательного при помощи приставок из-, до-, с-, на конце пишется суффикс а;
если слово образовано от бесприставочного прилагательного при помощи приставок в-, на-, за-, на конце пишется суффикс о;
если слово образовано от приставочного прилагательного, на конце пишется суффикс о.