Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 38 «Дательный падеж»
На уроке Вы:
- Узнаете, что такое дательный падеж имён существительных.
- Научитесь определять вопросы и предлоги дательного падежа.
- Сможете сами составлять словосочетания и предложения с именами существительными в дательном падеже.
Основные термины урока:
- Начальная форма;
- Дательный падеж;
- Имя существительное;
- Склонение;
- Предлог;
- Член предложения;
- Падеж.
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал:
- Помните ли Вы, сколько падежей в русском языке?
- Какие падежи Вы знаете?
- Какой падеж идёт третьим по счёту?
- Какие вопросы у этого падежа?
- А предлоги?
Давайте разбираться!
Третий из шести падежей русского языка называется «Дательный». Давайте познакомимся с ним поближе.
Послушайте текст. Мальчик Коля всё лето жил в деревне у бабушки. Ему там очень понравилось, и он решил написать письмо другу и рассказать, как он радовался солнышку, первой росе и зелёному лесу. А теперь ответьте на вопросы.
КОМУ очень понравилось жить в деревне?
КОМУ решил написать письмо мальчик?
ЧЕМУ радовался мальчик в деревне?
Посмотрите на эти вопросы: Кому? Чему?
Это вопросы дательного падежа.
Вы уже знаете, что определить падеж нам помогают вспомогательные слова, от которых мы задаём вопросы. У дательного падежа вспомогательные слова: рад (кому? чему?), пойти (к кому?).
Послушайте предложения: Я обычно хожу к бабушке по большой дороге. Но сегодня я пошла по маленькой улочке, потому что мне надо было зайти к подруге. А теперь давайте ещё раз зададим вопросы:
К КОМУ обычно ходит девочка?
ПО ЧЕМУ она ходит к бабушке?
ПО ЧЕМУ пошла девочка в этот раз?
К КОМУ она хотела зайти?
Как изменились вопросы? Рядом с ними появились предлоги «к» и «по». Это предлоги дательного падежа.
Итак, давайте сравним начальную форму имён существительных и их изменение в дательном падеже.
Собака – собаке, собакам
Заря – заре, зорям
Кот – коту, котам
Конь – коню, коням
Окно – окну, окнам
Море – морю, морям.
А теперь давайте потренируемся!
Задание 1
Предлоги дательного падежа — это:
Варианты ответа:
а) из, без
б) с, около
в) от, на
г) по, к
Задание 2
Заполните таблицу. Напишите слово в дательном падеже.
Начальная форма | Дательный падеж |
Кошка | |
Сом | |
Автобус | |
Игрушка | |
Кафе | |
Солнце | |
Дверь | |
Утка | |
Кресло |
Задание 3
Выделите зелёным цветом слово, которое стоит в дательном падеже.
1 паспорт, рюкзаку, выключателя, резинки
2 волос, рубашка, простыне, дивана
3 стулья, листов, рукой, щёткам
4 котам, экран, мальчики, мышь
5 света, обоев, вазе, магнитофон
Задание 4
Выберите имена существительные в дательном падеже и найдите их в филворде.
Слова: поросёнку, леса, лисе, лось, платью, стулу, пледе, рекламе, футболка, картины, юле, мячам, дверь, замка, ключам, сумок
О | С | З | О | С | Т | У | Л | У | О | С | Т | У | Х |
Т | Р | А | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | О | А | Ы |
К | З | Б | П | Р | И | В | Е | Т | Л | И | В | Ы | Й |
Р | А | А | И | С | Л | М | О | П | А | М | Ы | В | К |
Е | Б | В | П | Д | И | О | В | Ю | К | А | Ф | Ы | Л |
К | О | Н | Л | А | С | Ы | А | Л | О | Р | В | И | Ю |
Л | Т | А | А | Е | Е | Е | С | Е | Л | А | Я | В | Ч |
А | Л | Я | Т | П | В | П | П | Д | Ц | Е | С | О | А |
М | И | У | Ь | У | А | А | О | У | О | Л | Ф | В | М |
Е | В | Т | Ю | У | Д | О | Л | Ю | Б | И | В | Ы | Е |
О | Ы | Р | У | П | О | Р | О | С | Ё | Н | К | У | Р |
Р | Е | Л | И | Т | Ь | А | Р | А | А | С | И | Т | О |
К | О | И | Н | Т | Е | Р | Е | С | Н | О | Е | К | А |
М | Я | Ч | А | М | А | П | П | И | Н | О | В | Ы | Й |
Задание 5
1 Зимой Коля поедет …
2 Мама несёт вкусные пирожки …
3 Аня нравится …
4 Летом я люблю гулять …
5 Весной я всегда радуюсь …
6 Соня пишет сообщение …
7 Сегодня я иду в гости …
Ответы:
Задание 1
Правильный вариант: Г.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
А,Б,В
Задание 2
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Начальная форма | Дательный падеж |
Кошка | Кошке |
Сом | Сому |
Автобус | Автобусу |
Игрушка | Игрушке |
Кафе | Кафе |
Солнце | Солнцу |
Дверь | Двери |
Утка | Утке |
Кресло | Креслу |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не верными.
Задание 3
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
1 паспорт, рюкзаку, выключателя, резинки
2 волос, рубашка, простыне, дивана
3 стулья, листов, рукой, щёткам
4 котам, экран, мальчики, мышь
5 света, обоев, вазе, магнитофон
Неправильный вариант ответа:
Любые другие комбинации.
Задание 4
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Слова: поросёнку, лисе, платью, стулу, рекламе, юле, мячам, ключам
О | С | З | О | С | Т | У | Л | У | О | С | Т | У | Х |
Т | Р | А | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | О | А | Ы |
К | З | Б | П | Р | И | В | Е | Т | Л | И | В | Ы | Й |
Р | А | А | И | С | Л | М | О | П | А | М | Ы | В | К |
Е | Б | В | П | Д | И | О | В | Ю | К | А | Ф | Ы | Л |
К | О | Н | Л | А | С | Ы | А | Л | О | Р | В | И | Ю |
Л | Т | А | А | Е | Е | Е | С | Е | Л | А | Я | В | Ч |
А | Л | Я | Т | П | В | П | П | Д | Ц | Е | С | О | А |
М | И | У | Ь | У | А | А | О | У | О | Л | Ф | В | М |
Е | В | Т | Ю | У | Д | О | Л | Ю | Б | И | В | Ы | Е |
О | Ы | Р | У | П | О | Р | О | С | Ё | Н | К | У | Р |
Р | Е | Л | И | Т | Ь | А | Р | А | А | С | И | Т | О |
К | О | И | Н | Т | Е | Р | Е | С | Н | О | Е | К | А |
М | Я | Ч | А | М | А | П | П | И | Н | О | В | Ы | Й |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными.
Задание 5
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Возможные варианты (можно другие, если они не нарушают коммуникативной значимости слова)
1 Зимой Коля поедет к бабушке.
2 Мама несёт вкусные пирожки подруге.
3 Аня нравится Коле.
4 Летом я люблю гулять по парку.
5 Весной я всегда радуюсь солнышку.
6 Соня пишет сообщение сестре.
7 Сегодня я иду в гости к другу.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные комбинации являются не верными.