Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 39 «Винительный падеж»
На уроке Вы:
- Узнаете, что такое винительный падеж имён существительных.
- Научитесь определять вопросы и предлоги винительного падежа.
- Сможете сами составлять словосочетания и предложения с именами существительными в винительном падеже.
Основные термины к уроку:
- Начальная форма
- Винительный падеж
- Имя существительное
- Склонение
- Предлог
- Член предложения
- Падеж
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал:
- Помните ли Вы, сколько падежей в русском языке?
- Какие падежи Вы знаете?
- Какой падеж идёт четвёртым по счёту?
- Какие вопросы у этого падежа?
- А предлоги?
Давайте разбираться!
Четвёртый из шести падежей русского языка называется «Винительный». Давайте познакомимся с ним поближе. Послушайте текст.
Вчера я была с мамой в зоологическом музее. Там я видела разных животных: льва, антилопу, мамонта, волка, лисицу и многих других животных. А потом мы пошли в картинную галерею и видели там статуи, картины и фрески.
А теперь ответьте на вопросы.
КУДА ходили мама с дочкой?
КОГО они видели в зоологическом музее?
ЧТО они видели в картинной галерее?
Посмотрите на эти вопросы: Кого? Что? Куда?
Это вопросы винительного падежа.
Вы уже знаете, что определить падеж нам помогают вспомогательные слова, от которых мы задаём вопросы. У винительного падежа вспомогательное слово: вижу (кого? что?).
Послушайте предложения: Я расскажу Вам про нашу дорогу. Сначала мы переехали через реку по мосту, а затем въехали в лес. Потом мы завернули за поле, въехали на гору, затем поехали под гору сквозь каменные утёсы. Это было трудно, мы перекатывались друг через друга. И вот мы тут и видим вас.
А теперь давайте ещё раз зададим вопросы:
ЧЕРЕЗ ЧТО мы переехали?
ВО ЧТО мы въехали?
ЗА ЧТО мы завернули?
НА ЧТО мы въехали?
ПОДО ЧТО мы поехали?
ЧЕРЕЗ КОГО мы перекатывались?
Как изменились вопросы?
Рядом с ними появились предлоги «через», «в», «во», «за», «на», «под». Это предлоги винительного падежа.
Итак, давайте сравним начальную форму имён существительных и их изменение в винительном падеже.
Собака – собаку, собак
Заря – зарю, зори
Кот – кота, котов
Стол – стол, столы
Окно – окно, окна
Море – море, моря
Вы заметили, что слова одного рода в винительном падеже изменяются по-разному? Это потому что в винительном падеже одушевлённые и неодушевлённые слова изменяются по-разному, у них разные окончания.
Смотрите.
Начальная форма (И.п., ед.ч.) | Винительный падеж (ед.ч и мн.ч.) | |
Женский род Собака Заря Мужской род Кот Стол Средний род Окно Море | Одушевлённое Ж.р. Собаку, собак М.р. Кота, котов Ср.р. — | Неодушевлённое Ж.р. Зарю, зори М.р. Стол, столы Ср.р. Окно, окна |
Винительный падеж любит подражать другим падежам. Особенно именительному и родительному. Обратите внимание:
Есть стол – вижу стол
Есть окно – вижу окно
Нет брата – вижу брата
Нет коня – вижу коня
Как же узнать, какой это падеж? Чтобы определить именительный это падеж или винительный, нужно заменить слово словом женского рода. В винительном падеже будет окончание – у или – ю. Чтобы определить, родительный это падеж или винительный, нужно заменить слово неодушевлённым существительным. Если оно не изменяется, значит, это винительный падеж, если изменяется – родительный
.
А теперь давайте потренируемся!
Задание 1
Следующий падеж после дательного — это:
а) творительный
б) винительный
в) именительный
г) предложный
Задание 2
Соедините слово и падеж (одно слово может давать два падежа).
подушку
кресла именительный
солнца падеж
платье
друга родительный
кошку падеж
квартиры
стены винительный
диван падеж
стула
ковёр
мужа
Задание 3
Зачеркните слово, которое не стоит в винительном падеже.
1 стул, корабль, маму, столу, сестру
2 собаку, доме, портрет, стол, море
3 шишка, яйцо, ракушку, чайник
4 сито, лампу, мячу, медаль, кран
5 лист, друга, окна, брата, мышь
Задание 4
Спишите текст, выделяя имена существительные в винительном падеже. Не спутайте их со словами в именительном и родительном падежах.
Задание 5
Соедините глагол и существительное в дательном падеже.
осматривать, стол, на гору, пройти, накрывать, через мост, въехать, город, сквозь лес, переехать |
Ответы:
Задание 1
Правильный вариант: Б
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
А, В, Г
Задание 2
подушку
кресла именительный
солнца падеж
платье
друга родительный
кошку падеж
квартиры
стены винительный
диван падеж
стула
ковёр
мужа
Задание 3
1 стул, корабль, маму, столу, сестру
2 собаку, доме, портрет, стол, море
3 шишка, яйцо, ракушку, чайник
4 сито, лампу, мячу, медаль, кран
5 лист, друга, окна, брата, мышь
Задание 4
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): иные варианты ответа неверные.
Задание 5
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Осматривать город.
Въехать на гору.
Переехать через мост.
Пройти сквозь лес.
Накрывать на стол.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любой другой вариант ответа.