Урок 39. Винительный падеж

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 39 «Винительный падеж»

На уроке Вы:

  1. Узнаете, что такое винительный падеж имён существительных.
  2. Научитесь определять вопросы и предлоги винительного падежа.
  3. Сможете сами составлять словосочетания и предложения с именами существительными в винительном падеже.

Основные термины к уроку:

  1. Начальная форма
  2. Винительный падеж
  3. Имя существительное
  4. Склонение
  5. Предлог
  6. Член предложения
  7. Падеж

Основная и дополнительная литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.

* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал:

  • Помните ли Вы, сколько падежей в русском языке?
  • Какие падежи Вы знаете?
  • Какой падеж идёт четвёртым по счёту?
  • Какие вопросы у этого падежа?
  • А предлоги?

Давайте разбираться!

Четвёртый из шести падежей русского языка называется «Винительный». Давайте познакомимся с ним поближе. Послушайте текст.

Вчера я была с мамой в зоологическом музее. Там я видела разных животных: льва, антилопу, мамонта, волка, лисицу и многих других животных. А потом мы пошли в картинную галерею и видели там статуи, картины и фрески.

А теперь ответьте на вопросы.

КУДА ходили мама с дочкой?

КОГО они видели в зоологическом музее?

ЧТО они видели в картинной галерее?

Посмотрите на эти вопросы: Кого? Что? Куда?

Это вопросы винительного падежа.

Вы уже знаете, что определить падеж нам помогают вспомогательные слова, от которых мы задаём вопросы. У винительного падежа вспомогательное слово: вижу (кого? что?).

Послушайте предложения: Я расскажу Вам про нашу дорогу. Сначала мы переехали через реку по мосту, а затем въехали в лес. Потом мы завернули за поле, въехали на гору, затем поехали под гору сквозь каменные утёсы. Это было трудно, мы перекатывались друг через друга. И вот мы тут и видим вас.

А теперь давайте ещё раз зададим вопросы:

ЧЕРЕЗ ЧТО мы переехали?

ВО ЧТО мы въехали?

ЗА ЧТО мы завернули?

НА ЧТО мы въехали?

ПОДО ЧТО мы поехали?

ЧЕРЕЗ КОГО мы перекатывались?

Как изменились вопросы?

Рядом с ними появились предлоги «через», «в», «во», «за», «на», «под». Это предлоги винительного падежа.

Итак, давайте сравним начальную форму имён существительных и их изменение в винительном падеже.

Собака – собаку, собак

Заря – зарю, зори

Кот – кота, котов

Стол – стол, столы

Окно – окно, окна

Море – море, моря

Вы заметили, что слова одного рода в винительном падеже изменяются по-разному? Это потому что в винительном падеже одушевлённые и неодушевлённые слова изменяются по-разному, у них разные окончания.

Смотрите.

Начальная форма

(И.п., ед.ч.)

Винительный падеж

(ед.ч и мн.ч.)

Женский род

Собака

Заря

Мужской род

Кот

Стол

Средний род

Окно

Море

Одушевлённое

Ж.р.

Собаку, собак

М.р.

Кота, котов

Ср.р.

Неодушевлённое

Ж.р.

Зарю, зори

М.р.

Стол, столы

Ср.р.

Окно, окна

Винительный падеж любит подражать другим падежам. Особенно именительному и родительному. Обратите внимание:

Есть стол – вижу стол

Есть окно – вижу окно

Нет брата – вижу брата

Нет коня – вижу коня

Как же узнать, какой это падеж? Чтобы определить именительный это падеж или винительный, нужно заменить слово словом женского рода. В винительном падеже будет окончание – у или – ю. Чтобы определить, родительный это падеж или винительный, нужно заменить слово неодушевлённым существительным. Если оно не изменяется, значит, это винительный падеж, если изменяется – родительный

.

А теперь давайте потренируемся!

Задание 1

Следующий падеж после дательного — это:

а) творительный

б) винительный

в) именительный

г) предложный

Задание 2

Соедините слово и падеж (одно слово может давать два падежа).

подушку

кресла именительный

солнца падеж

платье

друга родительный

кошку падеж

квартиры

стены винительный

диван падеж

стула

ковёр

мужа

Задание 3

Зачеркните слово, которое не стоит в винительном падеже.

1 стул, корабль, маму, столу, сестру

2 собаку, доме, портрет, стол, море

3 шишка, яйцо, ракушку, чайник

4 сито, лампу, мячу, медаль, кран

5 лист, друга, окна, брата, мышь

Задание 4

Спишите текст, выделяя имена существительные в винительном падеже. Не спутайте их со словами в именительном и родительном падежах.

Урок 39. Винительный падеж

Задание 5

Соедините глагол и существительное в дательном падеже.

осматривать, стол, на гору, пройти, накрывать, через мост, въехать, город, сквозь лес, переехать

Ответы:

Задание 1

Правильный вариант: Б

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

А, В, Г

Задание 2

подушку Урок 39. Винительный падеж

кресла именительныйУрок 39. Винительный падежУрок 39. Винительный падеж

солнца падежУрок 39. Винительный падежУрок 39. Винительный падежУрок 39. Винительный падеж

платье Урок 39. Винительный падеж

друга родительныйУрок 39. Винительный падежУрок 39. Винительный падеж

кошку падежУрок 39. Винительный падежУрок 39. Винительный падежУрок 39. Винительный падежУрок 39. Винительный падежУрок 39. Винительный падеж

квартиры

стены винительный Урок 39. Винительный падежУрок 39. Винительный падеж

диван падежУрок 39. Винительный падеж

стула

ковёр

мужа

Задание 3

1 стул, корабль, маму, столу, сестру

2 собаку, доме, портрет, стол, море

3 шишка, яйцо, ракушку, чайник

4 сито, лампу, мячу, медаль, кран

5 лист, друга, окна, брата, мышь

Задание 4

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Урок 39. Винительный падеж

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): иные варианты ответа неверные.

Задание 5

Правильный вариант/варианты (или комбинации):

Осматривать город.

Въехать на гору.

Переехать через мост.

Пройти сквозь лес.

Накрывать на стол.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): любой другой вариант ответа.