Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа

Поделиться:
Конспект урока

Алгебра и начала математического анализа, 11 класс

Урок №39. Геометрическая интерпретация комплексного числа.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  1. изображение комплексного числа на плоскости- точками;
  2. изображение комплексного числа на плоскости- векторами;

3) определение модуля комплексного числа.

Глоссарий по теме:

а) Комплексные числа изображают точками плоскости по следующему правилу: a + bi = M (a; b)

б) Комплексное число можно изобразить вектором, который имеет начало в точке О и конец в данной точке

Длина радиус-вектора, изображающего комплексное число z=a+bi, называется модулем этого комплексного числа.

Модуль любого ненулевого комплексного числа есть положительное число. Модули комплексно сопряженных чисел равны. Модуль произведения/частного двух комплексных чисел равен произведению/частному модулей каждого из чисел.

Модуль вычисляется по формуле:

Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа

То есть модуль есть сумма квадратов действительной и мнимой частей заданного числа.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2014.

Дополнительная литература:

Шабунин М.И., Ткачева М.В., Федорова Н.Е. Дидактические материалы Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. – М.: Просвещение, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Геометрическое изображение комплексных чисел.

а) Комплексные числа изображаются точками плоскости по следующему правилу: a + bi = M (a; b) (рис.1).

Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа

Рисунок 1

б) Комплексное число можно изобразить вектором, который имеет начало в точке О и конец в данной точке (рис.2).

Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа

Рисунок 2

Пример. Постройте точки, изображающие комплексные числа: 1; — i; — 1 + i; 2 – 3i (рис.3).

Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа

Рисунок 3

Модуль комплексного числа

Как отмечалось выше, комплексное число также можно изображать радиус-вектором Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа (рис. 4).

Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа

Длина радиус-вектора, изображающего комплексное число z=a+bi, называется модулем этого комплексного числа.

Модуль любого ненулевого комплексного числа есть положительное число. Модули комплексно сопряженных чисел равны. Модуль произведения/частного двух комплексных чисел равен произведению/частному модулей каждого из чисел.

Модуль вычисляется по формуле:

Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа

То есть модуль есть сумма квадратов действительной и мнимой частей заданного числа.

Иногда еще модуль комплексного числа обозначается как r или ρ.

Разбор решения заданий тренировочного модуля

№1. Тип задания: единичный выбор

Найдите модуль комплексного числа z=5-3i

  1. Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа
  2. Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа
  3. 4
  4. 5

Решим данное задание, используя определение модуля.

Т.к. Re z=5, Im z= -3, то искомое значение

Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа

Верный ответ: 2. Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа

№2. Тип задания: рисование.

Изобразите вектором на комплексной плоскости точку z=2+3i

Решение:

Разобьем z=2+3i на две части: z1=2 и z2= 3i. Отметим на плоскости точки О и А, соединим их:

Урок 39. Геометрическая интерпретация комплексного числа