Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок 39
Сочинение – описание по картине
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
- Жанры живописи. Сюжет в живописи.
- Описание интерьера по картине Павла Федотова «Завтрак аристократа».
- Описание интерьера по картине Рустема Хузина «У окна».
Тезаурус
Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.
Интерьер – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Идея, основная мысль – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.
Жанр (от франц. – род, вид, тип, манера) – вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.
План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.
Пейзаж (от франц. pays страна, местность) – изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении.
Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – слова, тождественные или близкие по значению, отличающиеся друг от друга оттенками значения, стилистической окраской.
Сюжет в произведении изобразительного искусства ‒ предмет изображения. Сюжет – основа формы произведения.
Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.
Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.
Светский – свойственный, принадлежащий высшему обществу.
Фрагмент – часть произведения существующего или сохранившийся остаток погибшего.
Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приёмы изложения.
Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 123; 191 с.
Дополнительная литература
1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Л. А. Тростенцова, Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.
2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.
3. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Художник – деятель искусства.
В картинах отражает он
События, природу, чувства,
Связь поколений и времён.
(Ольга Повещенко)
Откуда художник берёт сюжеты для своих работ? Всё очень просто и сложно одновременно. Сюжетом в живописи может быть любой объект окружающего нас мира, в том числе и единичный предмет.
В живописи деление на жанры происходит по тому, что изображается. Слово «жанр» – французское, оно означает «род», «разновидность».
Если художник рисует человека – это портрет, природу – пейзаж, предметы – натюрморт. Есть ещё и бытовой жанр – изображение повседневной жизни. Конечно, деление на жанры условно. В одном произведении, например, могут присутствовать признаки нескольких жанров. Портрет часто выполняется на фоне пейзажа или интерьера, натюрморт тоже можно вписать в интерьер. Художник выбирает тот жанр, который нужен ему для воплощения своего замысла.
Художник создаёт сюжет в воображении, определяет, в каком жанре его воплотит, и переносит на холст с помощью красок.
Сегодня мы обратимся к сочинению-описанию интерьера по картине. Интерьер – это своеобразный «портрет» помещения.
Нам предстоит описать картину, но только использовать для этого не краски, а слова.
Описывая интерьер, нужно передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.
Давайте вместе посмотрим на репродукцию картины Павла Федотова «Завтрак аристократа» (1849-1850 гг.).
Всего лишь небольшой фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху», опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» подтолкнул художника к выбору сюжета картины. Особое внимание художник уделяет деталям, которые раскрывают внимательному зрителю истинный смысл сюжета картины. Какова главная мысль этой картины? Что хотел сказать художник? Художник нам рассказывает о молодом щёголе, который, по-видимому, растратил все свои денежные сбережения, но тщательно это скрывает: ведь его перестанут принимать в светском обществе, которое не признаёт бедных, поэтому он продолжает окружать себя дорогими вещами.
Какие предметы быта окружают главного героя картины? Каков интерьер комнаты, в которой живёт молодой человек? Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа картины.
Молодого человека окружают модные и недешёвые предметы: дорогой подсвечник, массивная лампа, персидский ковёр, резной старинный стол. Но обратите внимание на то, чем завтракает герой! Кусок чёрного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой. И картина называется «Завтрак аристократа». Аристократы – это представители высшего слоя дворянства, знати. Получается, что художник показал нам персонажа, который только хотел быть похожим на аристократа, но не был им на самом деле.
Мы видим на столе открытый кошелек, он пуст. Видимо, хозяин кошелька пытался найти в нём деньги.
На спинке стула висят афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском чёрного хлеба на столе выглядит комично.
Мусорная корзина стоит под столом, рядом с ней разбросана колода карт. На потёртом персидском ковре стоит большое зелёное кресло, на котором сидел молодой человек за завтраком. Как интерьер характеризует героя картины? На полотне запечатлён момент, когда к молодому человеку во время завтрака неожиданно приходит гость и застаёт его врасплох. Художник передал чувства растерянности, страха разоблачения, которые появилась на лице аристократа, пытающегося спрятать свой завтрак под книгой.
Поговорим теперь и о других картинах. Например, «У окна» Рустема Хузина. Рустем Хузин, современный российский художник, учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве, ученик знаменитого художника Ильи Глазунова. Живёт и работает в г. Казани.
Зная примерный план, по которому можно рассказать о произведении искусства, мы опишем картину Рустема Хузина «У окна».
Слова какой тематической группы помогут нам описать фрагмент интерьера на этой картине? Наверное, «дом»: окно, подоконник, стул, цветочный горшок, тишина, рисовать, тепло. Они не только одной тематической группы, но и ключевые.
Художник изобразил малыша, с интересом разглядывающего то, что происходит на улице. Наверное, мальчик не выходит на улицу, потому что там холодно, идёт снег.
Центральная часть картины отведена большому окну. Стоя на стуле, опершись на подоконник, мальчик наблюдает за работой дворничихи, метущей заснеженный двор, за светящимися окнами соседнего дома.
Широкий подоконник служит малышу столом, на котором можно играть с игрушками и рисовать у большого светлого окна. На подоконнике справа лежат законченные рисунки и две ручки, стоит позабытый игрушечный подъёмный кран. И всё внимание мальчика сосредоточено на том, что делается на улице.
Слева виден светло-коричневый горшок с комнатным цветком. Листьев на цветке немного, ему мало света зимой.
Эта картина очень домашняя, тёплая.
Картина называется «У окна». Автор выбрал это название потому, что для мальчика – это, наверное, любимое место, где он может подолгу наблюдать за снегом. И окно не зашторено, видимо, тоже поэтому.
Что хотел передать художник? Наверное, то, что малышу одиноко дома, надоело даже рисовать и играть. По-видимому, он любит фантазировать, мечтать.
Самое главное для автора в этой картине – образ самого мальчика, его интерес и любопытство к тому, что происходит за окном. Мальчик и окно привлекают к себе больше всего внимания. Интерьер же художник использует для того, чтоб подчеркнуть силу любопытства главного героя – игрушка и рисунки не занимают его так сильно, как происходящее на улице – и контраст между холодной улицей и теплым домом.
Примерный план анализа произведения искусства
1. Опишите картину. Что или кто изображён на ней? Что на ней происходит?
2. Какое впечатление производит картина, какие эмоции она вызывает?
3. Как называется картина?
4. Как связаны название картины, её содержание и те эмоции, которые автор пытается вызвать?
5. Какую мысль или идею пытается передать автор своим произведением?
6. Какие приемы и элементы использует автор для того, чтобы выразить свою идею? Что для него здесь самое главное, а что существует для того, чтобы подчеркнуть значимость основного элемента и глубже его раскрыть?
Теоретический материал для углубленного изучения
Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Изобразительное искусство – вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Детализация – тщательная проработка деталей изображения, то есть элементов, подробностей.
Ракурс – точка зрения на натуру (вид сверху, снизу, на близком расстоянии), а также самим положением в пространстве.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Определите вид описания.
В комнату дохнул ночной ветер. Белая занавеска трепетала на тёмной трости, что стояла у стены рядом со всякой всячиной, копившейся долгие годы. Порыв ветра качнул трость, и она с негромким стуком упала прямо в пятно лунного света на полу. Сверкнул золотой набалдашник. Это была парадная трость её покойного мужа.
(Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»)
А) это описание предмета;
Б) это описание интерьера;
В) это описание пейзажа.
Разбор задания: это описание предмета. Автор описывает трость, находящуюся среди других вещей.
Правильный ответ: А
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите один правильный вариант ответа
Прочитайте фрагмент предложения.
На другой день, ровно в двенадцать, Дуглас шёл из школы домой обедать. Не успел он войти, как мать отправила его в соседний флигель, к деду с бабушкой. Дед поджидал в библиотеке, устроившись в любимом кресле под ярким светом любимой лампы, а…
(Рэй Брэдбери «Лето, прощай»)
Дополните предложение. Выберите нужный вариант:
А) мы уселись на диван.
Б) книги на полках вытянулись в тишине по стойке «смирно», готовые явиться по первому требованию.
Разбор задания:
Предложение необходимо дополнить фрагментом: «… книги на полках вытянулись в тишине по стойке «смирно», готовые явиться по первому требованию», так как перед нами описание библиотеки.
Правильный ответ: Б.