Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок 4
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Повторение знаний о морфемах.
2. Повторение орфограмм в приставках.
3. Повторение морфемного и орфографического анализ слов.
Тезаурус
Морфема – наименьшая значимая часть слова.
Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.
Окончание – значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 16 – 19; 191 с.
Дополнительная литература:
- Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 20 – 25; 159 с.
- Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с. 222 – 229; 285 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Прочитаем предложение: Голосистый скворушка запел на ветке клёна. Оно рассказывает о событии, которое произошло со скворушкой. В этом предложении выражена законченная мысль. Следовательно, предложение – самостоятельная смысловая единица. Но не наименьшая, так как предложение состоит из слов.
В предложении про скворушку шесть слов. У каждого слова своё лексическое значение. Например, скворушка – ласковое обращение к скворцу, «перелётной певчей птице отряда воробьиных, с коротким хвостом и довольно большими крыльями»; запел – «начал петь»; клён – «лиственное дерево с широкими резными листьями». Слово – значимая единица, но не самая маленькая.
Вспомним, что наименьшая значимая часть слова – это морфема. Скворушка: Сквор- – —ушк- – —а. Суффикс -ушк- имеет уменьшительно-ласкательное значение. Его можно встретить в словах: соловушка, головушка, зимушка и других. По части -ушк- понятно, что слово будет звучать ласково.
Голосистый – означает «обладающий сильным, звучным голосом. На это значение указывает суффикс -ист-. В других словах тоже бывает такая морфема: скалистый берег (то есть со скалами), морщинистое лицо (то есть с морщинами). Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.
Запел. Перед корнем морфема за-. В данном слове приставка за- имеет значение «начало действия». Можно подобрать другие слова с такой же приставкой: заблестел, заговорил, затанцевал. Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.
Запел на ветке. В слове (на) ветке – окончание -е. по этому окончанию можно определить, что это слово первого склонения, женского рода, употреблено в предложном падеже. Окончания – значимые части слова, служат для образования формы слова. С помощью окончания мы связываем слова в предложении.
Итак, морфемы – наименьшие значимые части слов, поэтому выделять их нужно осознанно.
Выполним морфемный разбор слова полянка из предложения: «Дети играли на солнечной полянке».
Определяем часть речи: (на) полянке, (что?) полянка – имя существительное.
Находим окончание (изменяем форму слова): на полянке – полянка, нет полянки. Окончание -е (полянк-е).
Основа слова (часть слова без окончания): полянк-.
Объясняем значение слова, подбирая однокоренные слова: полянка – это небольшая поляна (поляна – лужайка среди леса). Корень —полян-.
Суффикс —к- в этом слове означает «небольшая» (как в тетрадка, рыбка).
Обратите внимание: в слове полянка нельзя выделить корень —пол— (как в слове поле), так как у слова поле другие лексические значения:
- безлесная равнина, пространство;
- обрабатываемая под посев земля, участок земли.
Таким образом, в слове (на) полянке: корень —полян-; суффикс —к-; окончание —е; основа слова – полянк-.
Вспомним:
– окончание бывает нулевым: друг (нет друга – окончание -а), пришёл (пришли – окончание -и);
– у морфем бывают варианты (чередования), например, друг – дружок – друзья (чередование г//ж//з в корне); собирать – соберу (чередование гласных е//и в корне); тобой – тобою (чередование ой//ою в окончании); отнять – отойти (чередование от//ото в приставках); вкусный – вкусен (чередование ноль звука//е в суффиксе).
Вы знаете, что орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами. Есть орфограммы – буквы (правописание гласных и согласных букв в различных частях слова, употребление твёрдого и мягкого знака и др.), есть орфограммы – дефисы (из-за, из-под, пол-яблока и др.), пробелы (в лесу, от него).
Орфограммы в приставках можно разделить на три группы: традиционное написание приставок, приставки, оканчивающиеся на з-, с-; приставки, которые зависят от значения слова (например, пре-, при-). Каждая группа имеет свои особенности.
Традиционное (неизменяемое) написание приставок не зависит от произношения и пишется всегда одинаково: опоздать, догадайся, вход, проезд, сбежать, перенести, отблеск.
В приставках, оканчивающихся на з-, с- перед звонкими согласными пишется буква з, перед глухими – с.
Разбить – приставка раз-, так как стоит перед буквой б, обозначающей звонкий согласный. Исчезать – приставка ис-, так как находится перед буквой п, обозначающей глухой согласный.
Обратите внимание, что приставка с- неизменяемая: сделать, сгиб, сдать. Буква з пишется в корнях слов: здесь, здравствуйте, здоровье, здание, зги (не видно ни зги, то есть совсем ничего).
Приставки пре- и при- зависят от значения. Приставка при- имеет значение приближения (приплыть); близости к чему-либо (приморский), присоединение (привинтить), неполнота действия (приоткрыть).
Приставка пре- пишется, если близка по значению к слову очень или приставке пере-: прехитрый (очень хитрый); прервать (перервать).
Приставки и суффиксы – морфемы, благодаря которым образуются однокоренные слова с различным лексическим значением, например:
– отойти (приставка ото— в этом слове означает «удалиться»: отойти от машины) и зайти (приставка за— в значении «попутное действие»: зайти за ключами).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
- Зачёркивание элементов
Зачеркните слова, в которых согласная буква не соответствует звуку.
Отдать, подпись, отпустить, внести, втолкнуть, надрезать, сгубить, подрос.
Разбор задания: вспомним, что перед глухим согласным происходит оглушение, а перед звонким согласным – озвончение. О[д]дать (озвончение: [д] – звонкий), по[т]пись (оглушение: [п] – глухой), о[т]пустить, [в]нести, [ф]толкнуть (оглушение: [т] – глухой) , [над]резать, [з]губить (озвончение: [г] – звонкий), [под]рос.
Ответ: отдать, подпись, отпустить, внести, втолкнуть, надрезать, сгубить, подрос.
- Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите из предложенного списка правильный морфемный разбор слова завезут:
А) завез-ут;
Б) за-везу-т;
В) за-вез-ут;
Г) зав-ез-ут.
Разбор задания: слово завезут – глагол;
находим окончание: завезёте, завезёт;
окончание —ут; основа слова завез-;
корень вез-: завезти, везут, подвёз.
Ответ: В) за-вез-ут.