Урок 4. Первобытные земледельцы и скотоводы

Поделиться:
Конспект урока

История, 5 класс

Урок 4. Первобытные земледельцы и скотоводы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Неолитическая революция.
  2. Появление ремесла.
  3. Переход человечества от первобытности к цивилизации.

Тезаурус

Неолитическая революцияэто переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Присваивающее хозяйство это хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства.

Производящее хозяйствоэто хозяйство, при котором основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.

Ремесленникэто человек, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.

Цивилизацияэто ступень развития общества, следующая после первобытного общества, от которого цивилизацию отличают: возникновение городов, разделение людей на общественные слои, создание государств и изобретение письменности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Эйтман Натан. Ищу предка. – М.: Молодая гвардия, 1970.
  3. Нил Моррис. Начало истории: от зарождения жизни до изобретения письменности. – Спб: Амфора, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

После отступления ледника человеку вновь пришлось приспосабливаться к изменившейся окружающей среде. На мелких животных уже нельзя было охотиться прежними методами (загонной охотой) и прежними орудиями труда (копьём в зайца не попадёшь). Около 1412 тыс. лет назад был изобретён лук и стрелы, а вместе с ними и прообраз струнных музыкальных инструментов. Появились плоты и лодки. В рыболовстве начали использовать сети.

Примерно тогда же люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зёрен. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зёрна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами. Первыми сельскохозяйственными культурами были ячмень и пшеница.

Чтобы выращивать урожай, надо было жить на одном месте – вести оседлый образ жизни.

Детёныши диких зверей, которых иногда приносили охотники, привыкали жить рядом с людьми и даже не пытались убежать в лес. Считается, что первым домашним животным стала собака. А кошка была приручена около 3 тысяч лет назад.

Появление в 3 тысячелетии до нашей эры одомашненных лошадей резко ускорило ход истории. Лошади облегчали связь между разными народами, что способствовало их взаимному развитию.

С развитием скотоводства надобность в постоянной охоте отпала.

Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своём хозяйстве. Так произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему, который историки называют его «неолитической революцией»: неолитической, поскольку произошло оно в период нового каменного века (неолита), а революцией, поскольку оно кардинально изменило историю человечества.

Происходили важные изменения в отношениях людей. На место родовой общины пришла соседская. Она состояла из отдельных семей (домохозяйств), каждая из которых вела своё собственное хозяйство и имела отдельную собственность – свой участок земли, свой дом и очаг. Полученный продукт теперь не складывался в общий «котёл», а оставался в семьях – им распоряжался глава семьи. Взаимопомощь и совместное проведение свободного времени сохранялись, но теперь общинники относились друг к другу не как к родичам, а как к соседям (т. е. они уже не ощущали кровные связи между собой).

В период неолита появились новые изобретения, происходило усовершенствование производственной деятельности людей. Они стали делать прочную посуду из глины. В 4 тысячелетии до н. э. появился гончарный круг. Был изобретен простейший ткацкий станок. Нити для ткачества скручивали из шерсти животных, из льна и конопли. Для этого была изобретена прялка.

Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Медь была первым металлом, из которого люди научились делать орудия труда. Сплавы различных металлов появились позднее. Более 3 тысяч лет до н.э. большое распространение получил сплав меди и олова, известный под названием «бронза». По сравнению с медью бронза была намного твёрже. Кроме того, она была красива. Поэтому из этого сплава люди начали изготавливать не только орудия труда, оружие, но и украшения. Время активного использования бронзы известно в истории под названием «бронзовый век».

Разделение труда между ремесленниками и земледельцами привело к возникновению обмена, в процессе которого одни предметы или продукты менялись на другие.

Развитие земледелия и скотоводства, появление ремёсел, строительство древнейших городов свидетельствуют о том, что человек начал активно преобразовывать природу. Он стал создавать искусственную среду обитания. Организация жизни общества стала более сложной. Выделились люди, управлявшие другими людьми – знать. Они пользовались особым почетом. Старейшины, вожди, жрецы по праву своего положения имели больше изделий, продуктов. Знатность передавалась по наследству от родителей к детям.

Примерно в середине 4-го тысячелетия до н. э. начался переход человечества от первобытности к цивилизации.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выберите правильные варианты ответа.

Каковы признаки неолитической революции?

Варианты ответов:

Возделывание злаков

Появление частной собственности

Преимущественно кочевой образ жизни

Существование родовой общины

Преобладание собирательства

Выращивание животных

Ответ:

Возделывание злаков

Появление частной собственности

Выращивание животных

Пояснение: Необходимо обратиться к тексту урока и вспомнить, что неолитическая революция — это переход человеческих общин от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. И тогда легко можно выбрать правильный ответ. Кочевой образ жизни, родовая община и собирательство существовали до неолитической революции. Значит эти варианты ответов убираем, а оставшиеся варианты являются правильным ответом.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Около _____ тысяч лет назад в Западной _____ появилось новое ремесло – обработка металлов. Постепенно ______________ вытесняла _____________. Однако новые орудия были ещё редки, а металл – мягок, поэтому не могли вытеснить своих старших и более твердых «собратьев» и применялись ______ с ними.

Ответ: Около 9 тысяч лет назад в Западной Азии появилось новое ремесло – обработка металлов. Постепенно медь вытесняла камень. Однако новые орудия были ещё редки, а металл – мягок, поэтому не могли вытеснить своих старших и более твердых «собратьев» и применялись наравне с ними.

Пояснение: Необходимо поработать с текстом урока и набрать пропущенные слова