Конспект урока
Алгебра и начала математического анализа, 11 класс
Урок №4. Свойства и график функции
.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
- Изучение свойств графика функции
; - Определение промежутков монотонности, наибольшего и наименьшего значения, нулей функции
; - Определение свойств и положение графика тригонометрических функций вида
и 
- Построение графика функции

- Объяснять зависимость свойств и положения графика функции вида
и
от значения коэффициентов а, k, b; - Демонстрирование уверенного владения свойствами функции
.
Глоссарий по теме
Синусоидой называется множество точек плоскости, которое в некоторой системе координат является графиком функции
, где a≠0.
Число │a│ называется амплитудой.
Основная литература:
Колягин М.В. Ткачева Ю.М., Федорова Н.Е. и др., под ред. Жижченко А.Б. Алгебра и начала математического анализа (базовый и профильный уровни) 11 кл. М.: Просвещение, 2010.–336 с.
Дополнительная литература:
Шахмейстер, А.Х. Тригонометрия / А.Х. Шахмейстер.— СПб.: Петроглиф, 2014. — 750 с.
Открытые электронные ресурсы:
Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://ege.fipi.ru/
Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На прошлом уроке мы говорили о свойствах графика косинуса:
1) область определения функции – множество R всех действительных чисел;
2) Множество значений функции – отрезок [–1;1];
3) Функция косинуса периодическая,
;
4) Функция чётная;
5) Функция принимает:
- значение, равное 0, при
; - наименьшее значение, равное –1, при

;
- наибольшее значение, равное 1, при
;
6) Функция![]()
- возрастает на отрезке
и на отрезках, получаемых сдвигами этого интервала на
.
Давайте сравним их со свойствами графика синуса, а для начала определим следующие моменты:
- При движении точки до первой четверти ордината увеличивается;
- При движении точки по второй четверти ордината постепенно уменьшается;
- Функция
возрастает на отрезке
и убывает на отрезке
.
Свойства функции
:
1) D(y) =R;
2) E (y) =[–1;1];
3) Период функции равен
;
4) Функция чётная/нечётная;
5) Функция
принимает:
- значение, равное 0, при
; - наименьшее значение, равное –1, при
; - наибольшее значение, равное 1, при
; - положительные значения на интервале (0;
) и на интервалах, получаемых сдвигами этого интервала на
; - отрицательные значения на интервале
и на интервалах, получаемых сдвигами этого интервала на
.
6) Функция ![]()
- возрастает на отрезке
и на отрезках, получаемых сдвигами этого отрезка на
; - убывает на отрезке
и на отрезках, получаемых сдвигами этого отрезка на
.
Изменяя амплитуду и значение аргумента функции синуса график ведет себя следующим образом (рис.1)

Рис. 1 – графики синуса
Сдвиг графика влево/вправо вдоль оси абсцисс
Если к аргументу функции добавляется постоянная, то происходит сдвиг (параллельный перенос) графика вдоль оси Ох.
Правило:
1) чтобы построить график функции
, нужно сдвинуть график вдоль оси Ох на b единиц влево;
2) чтобы построить график функции
, нужно график сдвинуть вдоль оси ОХ на b единиц вправо.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Актуализация знаний
1. На следующие утверждения нужно ответить верно/неверно.
1) Тригонометрическая функция
определена на всей числовой прямой.
2) График нечетной функции можно построить с помощью преобразования симметрии относительно оси Оу.
3) График тригонометрической функции можно построить, используя одну главную полуволну.
Ответ: верно, неверно, верно.
2. Вспомним, что мы уже знаем о функции
, ответив на вопросы:
1) Какие значения может принимать переменная х. Какова область определения этой функции?
2) В каком промежутке заключены значения выражения
. Назови наибольшее и наименьшее значения функции
.
3) Функция синуса чётная или нечётная?
Ответ:1) 𝑥∈𝑅; 2) [–1;1]; 𝑦𝑚𝑎𝑥=3, 𝑦𝑚𝑖𝑛=–3; 3) чётная;
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля:
Пример 1. Найдем все корни уравнения
, принадлежащие отрезку
.
Построим графики функций
и
(рис. 6)

Рис. 7 – графики функций
и
.
Графики пересекаются в четырёх точках, абсциссы которых
являются корнями уравнения
. На выбранном отрезке от
корни уравнения симметричны:
и
. Из рисунка видно, что симметричность корней объясняется периодичностью функции:
аналогично для ![]()
Ответ:
;
.
Пример 2.Найти все решения неравенства
, принадлежащие отрезку
.
Из рисунка 7 видно, что график функции
лежит выше графика функции
на промежутках
и
и ![]()
Ответ:
,
, ![]()



Урок 4. Свойства и график функции y=sinx