Конспект урока
Математика
5 класс
Урок № 4
Сравнение натуральных чисел
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
— сравнение натуральных чисел;
— упорядочивание натуральных чисел;
— знаки сравнения чисел.
Тезаурус
Числа можно сравнивать при помощи натурального ряда.
Натуральный ряд – последовательность всех натуральных чисел, расположенных в порядке возрастания.
Число, которое больше нуля, называют положительным.
Обязательная литература
- Никольский С. М. Математика: 5 класс. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
- Потапов М. К. Математика. Книга для учителя. 5-6 классы. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010.- 256 с.
Дополнительная литература
- Бурмистрова Т. А. Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы. // Составитель Т. А. Бурмистрова – М.: Просвещение, 2014.- 80 с.
- Потапов М. К. Математика: дидактические материалы. 6 класс. // М. К. Потапов, А. В. Шевкин – М.: Просвещение, 2010.- 118 с.
- Чесноков А. С. Дидактические материалы по математике 5 класс. // А. С. Чесноков, К. И. Нешков. – М.: Академкнига, 2014.- 124 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Числа можно сравнивать при помощи натурального ряда.
Вспомним, что называют натуральным рядом.
Натуральные числа 1, 2, 3, 4 и так далее, записанные в порядке возрастания и без пропусков, образуют натуральный ряд, или ряд натуральных чисел.
Из двух натуральных чисел больше то, которое в ряду натуральных чисел стоит правее (дальше от начала).
Рассмотри пример. Сравним числа:
1) 7 и 4,
7 > 4, так как в ряду натуральных чисел 7 стоит правее, чем 4.
2) 6 и 2;
6 > 2, так как в ряду натуральных чисел 6 стоит правее, чем 2.
Натуральные числа можно сравнивать по их десятичной записи.
Из двух натуральных чисел больше то, у которого разрядов больше.
Например, сравним числа 2002 и 898.
2002 > 898, так как число 2002 содержит разрядов больше, чем число 898.
Из двух натуральных чисел с одинаковым числом разрядов больше то, у которого больше первая (если читать слева направо) из неодинаковых цифр.
Например, сравним числа 3821 и 3819.
3821 > 3819, потому что у них одинаковое число разрядов, цифры четвёртых и третьих разрядов одинаковые, а цифры второго разряда у них разные: у первого числа больше, чем у второго.
Два натуральных числа равны, если у них одинаковое число разрядов и цифры одинаковых разрядов равны.
Сравним числа: 47 834 567 362 и 47 834 567 362.
47 834 567 362 = 47 834 567 362, так как у них одинаковое число разрядов и цифры одинаковых разрядов равны.
Числа иногда удобно обозначать буквами латинского алфавита.
Если число а больше числа b, то пишут а > b и говорят: «а больше b», или пишут b < а и говорят: «b меньше а».
Если а, b, с – натуральные числа и число b в ряду натуральных чисел находится правее числа а, а число с находится правее числа b, то из этого следует, что число с находится правее числа а, то есть из а < b и b < с следует, что а < с.
В таких случаях пишут а < b < с (двойное неравенство) и говорят: «b больше а, но меньше с».
Если числа а и b равны, то пишут а = b.
Вообще, равенство а = b означает, что а = b одно и то же число.
Каждое натуральное число а больше нуля; это записывают так: а > 0.
Число, которое больше нуля, называют положительным.
Поэтому натуральные числа называют ещё целыми положительными числами. Число нуль также целое, но не положительное.
Натуральные числа и число нуль называют ещё целыми неотрицательными числами, так как, кроме неотрицательных чисел, есть ещё и отрицательные числа. Они будут изучаться в дальнейшем.
Если к ряду натуральных чисел приписать слева число 0, то получится ряд неотрицательных целых чисел: 0, 1, 2, 3, 4…
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№ 1. На числовом луче подпишите натуральные числа, которые удовлетворяют неравенству b < 5.
Решение: так как нам задано неравенство b < 5, то нам подойдут все натуральные числа, которые находятся левее числа 5, а это 1, 2, 3, 4. Запишем их на числовой прямой:
№ 2. Расставьте числа по возрастанию: 8, 87, 9, 231, 14, 17.
Решение: расставить числа по возрастанию – это значит записать, начиная с самого маленького числа. В данном случае у нас самое маленькое число – 8, после него будет 9, затем 14, и так далее, до самого большого – 231.
Ответ: 8, 9, 14, 17, 87, 231.