Урок 40. Морфемный и словообразовательный анализ слова

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок № 40

Морфемный и словообразовательный анализ слова

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Морфемный анализ слова.

2. Словообразовательный анализ слова.

Тезаурус

Словообразование – 1) процесс образования новых слов в языке; 2) раздел науки о языке, в котором изучается, как и с помощью чего образуются новые слова.

Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово. При разборе слова по составу указываются все части, из которых оно состоит.

Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.

2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература:

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Словообразованиераздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, а также образование новых слов от однокоренных.

Словообразовательный разбор – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.

Кроме словообразовательного разбора важно уметь осуществлять и морфемный разбор слова. Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово, то есть определение морфем. При разборе слова по морфемам указываются все части, из которых оно состоит.

Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного?

Порядок морфемного разбора слова:

1. Выделить Окончание.

2. Определить Основу.

3. Выделить Суффикс (суффиксы).

4. Определить Приставку (приставки).

5. Выделить Корень.

Порядок словообразовательного разбора:

1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает что-нибудь).

2. Сравнить состав слова с ближайшим по смыслу однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых оно образовано (-тель).

3. Определить, от чего образована основа (слуша— из слова слушать).

При письменном разборе показать словообразовательную связь этих слов.

Словообразовательный разбор отличается от морфемного тем, что при словообразовательном разборе нужно найти слово, от которого оно образовано, например: слово слушатель образовано от слова слушать,
а при морфемном разборе нужно найти морфемы, из которых состоит слово, например: слово слушатель состоит из корня -слуш-, суффиксов -а- и —тель и нулевого окончания.

Выполним морфемный и словообразовательный анализ слова жители.

Морфемный разбор:

Жи-тел-и (имя существительное).

1. Окончание -и. Оно выражает значения множественного числа, Именительного падежа. Сравним: житель, жител-я.

2. Основа формы жи-тел-.

3. Суффикс —тель.

4. Приставки нет.

5. Корень -жи-.

Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – житель.

2. Основа слова – жи-тель.

3–4. жи-тель → жи-ть.

5. -тель – словообразовательный суффикс.

6. Суффиксальный способ.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Выберите правильный ответ.

Словообразование как раздел науки о языке изучает…

А) звуки речи;

Б) образование новых слов от однокоренных;

В) словосочетания и предложения.

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, что изучает словообразование. Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, следовательно, подходит вариант Б.

Правильный ответ:

Б) образование новых слов от однокоренных;

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите, чем отличается слово огурец от слов ребёнок, речка, горошек.

Варианты ответа:

Нет суффикса

Суффикс -к-

Нулевое окончание

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Разобрать слова огурец, ребёнок, речка и горошек по составу. В слове огурец – огурец корень и нулевое окончание, в слове ребёнок -реб- – корень, -ёнок – суффикс, нулевое окончание, в слове речка -реч- корень, к- суффикс, а- окончание, в слове горошек -горош- корень, -ек- суффикс, нулевое окончание. В слове огурец нет суффикса.

Правильный ответ:

Нет суффикса.