Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 40 «Творительный падеж»
На уроке Вы:
- Узнаете, что такое творительный падеж имён существительных.
- Научитесь определять вопросы и предлоги творительного падежа.
- Сможете сами составлять словосочетания и предложения с именами существительными в творительном падеже.
Основные термины к уроку:
- Начальная форма
- Творительный падеж
- Имя существительное
- Склонение
- Предлог
- Член предложения
- Падеж
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Теоретический материал:
- Помните ли Вы, сколько падежей в русском языке?
- Какие падежи Вы знаете?
- Какой падеж идёт пятым по счёту?
- Какие вопросы у этого падежа?
- А предлоги?
Давайте разбираться!
Пятый из шести падежей русского языка называется «Творительный». Давайте познакомимся с ним поближе.
Послушайте текст. Ученики пишут текст ручками в тетради и рисуют карандашами на ватмане. Учительница очень довольна ребятами.
А теперь ответьте на вопросы.
ЧЕМ пишут дети в тетрадях?
ЧЕМ рисуют дети на ватмане?
КЕМ довольна учительница?
Посмотрите на эти вопросы: Кем? Чем? Это вопросы творительного падежа.
Вы уже знаете, что определить падеж нам помогают вспомогательные слова, от которых мы задаём вопросы. У творительного падежа вспомогательные слова: доволен (кем? чем?), играть (с (над, под, между, за, перед) кем? с (над, под, между, за, перед) чем?)
Послушайте предложения:
Сегодня здесь будет праздник. Между столами мы поставим вазы с цветами, над гостями повесим шарики, а перед входом поставим большой плакат с надписью «Добро пожаловать». За сценой будут ждать музыканты с гитарами, а перед ней будет ждать конферансье, чтобы начать вечер.
А теперь давайте ещё раз зададим вопросы:
МЕЖДУ ЧЕМ мы поставим вазы с цветами?
НАД КЕМ мы повесим шарики?
ПЕРЕД ЧЕМ мы поставим большой плакат?
ЗА ЧЕМ будут ждать музыканты?
С ЧЕМ музыканты будут ждать за сценой?
ПЕРЕД ЧЕМ будет ждать конферансье?
Как изменились вопросы? Рядом с ними появились предлоги «между», «над», «перед», «за» и «с». Это предлоги творительного падежа.
Итак, давайте сравним начальную форму имён существительных и их изменение в творительном падеже.
Собака – собакой, собаками
Заря – зарёй, зорями
Кот – котом, котами
Конь – конём, конями
Окно – окном, окнами
Море – морем, морями
Начальная форма (И.п., ед.ч.) | Творительный падеж (ед.ч и мн.ч.) |
Женский род Собака Заря Мужской род Кот Конь Средний род Окно Море | Женский род Собакой, собаками Зарёй, зорями Мужской род Котом, котами Конём, конями Средний род Окном, окнами Морем, морями |
А теперь давайте потренируемся!
Задание 1
Найдите все слова в творительном падеже:
Варианты ответа:
а) стенами
б) мыши
в) девочка
г) мышью
д) лис
Задание 2
Заполните таблицу. Напишите слово в творительном падеже.
Начальная форма | Творительный падеж |
Хомяк | |
Окунь | |
Трамвай | |
Редис | |
Ресторан | |
Небо | |
Порог | |
Гусь | |
Кровать |
Задание 3
Поставьте слова так: именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж
1 юле, маму, море, палкой, коня
2 сестру, свиньёй, магнитофона, ванна, телевизору
3 ими, я, её, тебя, мне
3 сметане, рыбу, свеча, ноги, колбасой
4 говядина, лошадью, свёклу, лука, столу
5 окна, белку, облако, волком, еноту
Задание 4
Выберите имена существительные в творительном падеже и найдите их в филворде.
Слова: метле, коса, телёнком, селом, полки, карандашу, юбкой, паруса, морем, фильмом, кошмару, игрой, монетой, медведя, замком, шторах
О | С | З | О | С | Е | Л | О | М | О | С | Т | У | Х |
Т | Р | А | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | О | А | Ы |
К | З | Б | П | Р | И | В | Е | Т | Л | И | В | Ы | Й |
Ф | А | А | М | С | М | М | О | П | А | М | Ы | В | З |
И | Б | В | О | Д | О | О | В | И | К | А | Ф | Ы | А |
Л | О | Н | Н | А | Р | Ы | А | Г | О | Р | В | И | М |
Ь | Т | А | Е | Е | Е | Е | С | Р | Л | А | Я | В | К |
М | Л | Я | Т | П | М | П | П | О | Ц | Е | С | О | О |
О | И | У | О | У | А | А | О | Й | О | Л | Ф | В | М |
М | В | Т | Й | У | Д | О | Л | Ю | Б | И | В | Ы | Е |
О | Ы | Р | У | Т | Е | Л | Ё | Н | К | О | М | У | Р |
Р | Е | Л | И | Т | Ь | А | Р | А | А | С | И | Т | О |
К | О | И | Н | Т | Е | Р | Е | С | Н | О | Е | К | А |
Ю | Б | К | О | Й | А | П | П | И | Н | О | В | Ы | Й |
Задание 5
Найдите в тексте имена существительные в творительном падеже и напишите, какими членами предложения они являются.
Чтобы дойти до центрального парка, Вам нужно повернуть налево и пройти между банком и магазином «Игрушки». Затем повернуть направо. За поворотом будет аптека. Обойдите её слева. За ней будет магазин «Продукты», а рядом с ним маленький мост с маленькой речкой под ним. После моста Вы увидите парк.
Ответы:
Задание 1
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): А, Г
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Б, В, Д.
Задание 2
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Начальная форма | Творительный падеж |
Хомяк | Хомяком |
Окунь | Окунем |
Трамвай | Трамваем |
Редис | Редисом |
Ресторан | Рестораном |
Небо | Небом |
Порог | Порогом |
Селезень | Селезнем |
Кровать | Кроватью |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются неверными.
Задание 3
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
1 море, коня, юле, маму, палкой
2 ванна, магнитофона, телевизору, сестру, свиньёй
3 я, тебя, мне, её, ими
3 свеча, ноги, сметане, рыбу, колбасой
4 говядина, лука, столу, свёклу, лошадью
5 облако, окна, еноту, белку, волком
Неправильный вариант/варианты (или комбинации):
Все остальные варианты ответа.
Задание 4
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Слова: телёнком, селом, юбкой, морем, фильмом, игрой, монетой, замком
О | С | З | О | С | Е | Л | О | М | О | С | Т | У | Х |
Т | Р | А | У | Г | О | Л | Ь | Н | И | К | О | А | Ы |
К | З | Б | П | Р | И | В | Е | Т | Л | И | В | Ы | Й |
Ф | А | А | М | С | М | М | О | П | А | М | Ы | В | З |
И | Б | В | О | Д | О | О | В | И | К | А | Ф | Ы | А |
Л | О | Н | Н | А | Р | Ы | А | Г | О | Р | В | И | М |
Ь | Т | А | Е | Е | Е | Е | С | Р | Л | А | Я | В | К |
М | Л | Я | Т | П | М | П | П | О | Ц | Е | С | О | О |
О | И | У | О | У | А | А | О | Й | О | Л | Ф | В | М |
М | В | Т | Й | У | Д | О | Л | Ю | Б | И | В | Ы | Е |
О | Ы | Р | У | Т | Е | Л | Ё | Н | К | О | М | У | Р |
Р | Е | Л | И | Т | Ь | А | Р | А | А | С | И | Т | О |
К | О | И | Н | Т | Е | Р | Е | С | Н | О | Е | К | А |
Ю | Б | К | О | Й | А | П | П | И | Н | О | В | Ы | Й |
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): остальные варианты являются неверными.
Задание 5
Правильный вариант/варианты (или комбинации):
Чтобы дойти до центрального парка, Вам нужно повернуть налево и пройти между банком (обстоятельство) и магазином (обстоятельство) «Игрушки». Затем повернуть направо. За поворотом (обстоятельство) будет аптека. Обойдите её слева. За ней (обстоятельство) будет магазин «Продукты», а рядом с ним (дополнение) маленький мост с маленькой речкой (дополнение) под ним (обстоятельство). После моста Вы увидите парк.
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Все остальные варианты ответа.