Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 41. Предложный падеж.
На этом уроке
мы узнаем:
- как правильно писать предлоги и безударные окончания;
мы научимся:
- проверять безударные окончания имён существительных в предложном падеже;
мы сможем:
- повторить предложный падеж имени существительного.
Цель:
- познакомиться с предложным падежом имен существительных.
Задачи:
- научиться определять начальную форму имени существительного;
- распознавать падеж, в котором употреблено имя существительное;
- составлять предложение (словосочетание) с именем существительным в предложном падеже.
Тезаурус
Имя существительное – часть речи, отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет.
Предложный падеж – употребляется только с предлогом, поэтому так и называется – предложный. Имена существительные в предложном падеже отвечают на вопросы о ком? о чём?
Безударное окончание – окончание, в котором гласный звук в безударном слоге.
Текст – группа предложений, которые связаны между собой по смыслу.
Текст-описание – текст, который отвечает на вопрос «какой?»
Предложение – группа слов, связанных по смыслу.
Второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение.
Дополнение – второстепенный член предложения, обычно выражен именем существительным в косвенном падеже.
Предлог об употребляется с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и: об арене, об отце.
Литература
Основная:
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная:
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Онлайн-тренажёр «Падежи имён существительных»: http://kid-mama.ru/igry/rus100/
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На этом уроке мы повторим всё о предложном падеже.
Рассмотри таблицу и расскажи всё, что ты знаешь о предложном падеже.
Предложный падеж
Вопросы | Предлоги | Окончания |
О ком? о чём? где? | О (об), в, на, при | 1-е скл.: -е 2-е скл.: -е 3-е скл.: -и |
Роль в предложении: второстепенный член. Ударные и безударные окончания пишутся одинаково: думаю (о чём?) о землé, о Рóдине; о селé; о дóме; быть (где? в (на) чём?) в степи́, на ладóни Всегда употребляется с предлогом. |
Ты, конечно, помнишь, как проверить написание безударного падежного окончания.
Написание безударного окончания имени существительного в предложном падеже можно проверить при помощи слов того же склонения с ударным падежным окончанием.
Что Вы узнали об именах существительных в предложном падеже?
Какой совет другу Вы могли бы дать при ответе на такие вопросы: как найти имя существительное в предложном падеже и какие окончания они имеют в этом падеже?
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля.
- Прочитайте. Назовите сказку.
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушат.., в корыт.., в лохан..,
В реке, в ручейке, в океан..,
И в ванн.., и в бан…
Всегда и везде вечная слава воде!
К. Чуковский
Объясните лексическое значение выделенных слов.
Проверьте себя: ушат — кадка из дерева небольшого размера с «ушами»; лохань — круглая или продолговатая большая ёмкость для стирки белья, купания; корыто — сделанное из широкого бревна или железа для стирки белья; ванна — большая продолговатая ёмкость для купания, мытья.
Посмотрите, как выглядят эти предметы.
Это – лохань. | |
Это – корыто. | |
Это – ушат. | |
Как Вы можете объяснить правописание слов с пропущенными окончаниями? Спишите отрывок сказки. Проверьте себя.
Почему в некоторых именах существительных в предложном падеже окончания не пропущены?»
Правильно! Потому что ударные окончания пишутся так, как слышим.
Объясни написания других окончаний разными способами.
Проверьте себя: 2 способа. 1) Путём подбора слова с ударным окончанием (в ушате — в ручейке; в ванне — в воде, в реке) или 2) путём определения склонения, падежа и воспроизведения в памяти окончаний имён существительных в предложном падеже.
2. Составьте с данными словами словосочетания с предлогами «о» — «об» и запишите их, обозначив число имён существительных. Используйте глаголы: разговариваю, думаю, читаем, знаем, заботимся, говорю, пишем.
__ свечке, __ ягоде, __ озере, __ юности, __ девочке, __ игре, __ отношениях, __ орлятах, __ книгах, __ еноте.
Проверьте себя:
Разговариваю о свечке, говорю об ягоде, пишем об озере, думаю об юности, читаем о девочке, разговариваю об игре, знаем об отношениях, заботимся об орлятах, говорю о книгах, заботимся об еноте. (Глаголы могут отличаться от эталона.)
3. Игра «Кто где живёт»
Прочитайте название горожан, запишите название города в форме предложного падежа с предлогом в.
Якутяне – в ____________________, читинцы – в ______________, махачкалинцы – в _______________________, вологжане – в ______________________, армавирцы – в ____________________, кызылчане – в ______________________, пермяки – в ____________________.
Слова для справок: Пермь, Чита, Махачкала, Якутск, Вологда, Кызыл, Армавир.
Проверьте себя по эталону:
Якутяне – в Якутске, читинцы – в Чите, махачкалинцы – в Махачкале, вологжане – в Вологде, армавирцы – в Армавире, кызылчане – в Кызыле, пермяки – в Перми.
4. Работа с текстом.
У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое. Ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. На груди жилет, а на шее белый галстучек. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая.
К. Ушинский
Правильно, это текст-описание, так как в тексте много имён прилагательных. Текст-описание отвечает на вопрос «какой?», а этот текст отвечает на вопрос «какая лиса?»
Найдите и назовите словосочетания с именами существительными в предложном падеже. Назовите окончания, укажите склонение.
Образец. Ушки (на чём?) на макушке (1-е скл.).
Запишите текст по памяти. Проверьте себя.
Проверьте себя:
Ты назвал такие словосочетания:
хвостик (на чём?) на отлёте (2-е скл.)
жилет (где?, на чём?) на груди (3-е скл.)
галстучек (где?, на чём?) на шее (1-е скл.)
Прочти ещё раз текст. Запиши по памяти. Проверь себя. Правильно ли ты записал текст? Правильно ли написаны окончания существительных в предложном падеже?
Примеры и разбор заданий контрольного модуля.
- Прочитайте пары слов-антонимов. Что обозначают данные слова?
активность – пассивность
синтез – анализ
огорчение – радость
лёд – огонь
Поставь данные существительные в форму предложного падежа с предлогом о или об. С какими словами надо употребить предлог об?
Будет правильно употребить предлог об с именами существительными, которые начинаются с букв а, о, у, э, и:
Об активности, об анализе, об огорчении, об огне.