Урок 42. Бессоюзные сложные предложения со значением причины,пояснения, дополнения

Поделиться:

Урок 42. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения
Основное содержание урока
Мы знаем, что сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), которые образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство.
По виду связи сложные предложения подразделяются на союзные и бессоюзные.
В группе союзных выделяют сложносочинённое – это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложения связаны сочинительными союзами и интонацией.
А также сложноподчинённое – сложное предложение, в котором 2 и более простых предложения объединены на основе подчинительной связи с помощью союзов, союзных слов и интонации.
Бессоюзное сложное предложение – такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов и союзных слов).
В начале урока мы увидели: в бессоюзном сложном предложении со значением перечисления ставятся запятая и точка с запятой, а в бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения и дополнения – двоеточие.
Давайте проанализируем предложения и научимся определять смысловые отношения причины, дополнения и пояснения между частями бессоюзного сложного предложения.
В данном предложении между частями стоит двоеточие.
По смыслу между частями можно вставить союз потому что – союз причины.
Следовательно, вторая часть этого бессоюзного предложения указывает причину того, о чем говорится в первой части.
В предложении между частями тоже стоит двоеточие.
По смыслу между частями можно вставить союз а именно – союз пояснения или разъяснения.
Следовательно, вторая часть данного бессоюзного предложения дополняет или разъясняет содержание первой части.
В данном предложении между частями стоит двоеточие.
По смыслу между частями можно вставить союз что.
Следовательно, вторая часть этого бессоюзного предложения поясняет сказуемое первой части.
Таким образом, значение частей в бессоюзном сложном предложении определяется по контексту или при помощи союза, который возможно вставить между частями.
Нужно помнить: если в бессоюзном предложении значение причины, дополнения или пояснения, то между частями ставится двоеточие.
Ключевые слова: сложное предложение, бессоюзное сложное предложение, грамматическая (предикативная) основа предложения, значение причины, пояснения, дополнения в сложном бессоюзном предложении.
Основные понятия:
Сложное предложение – это предложение, состоящее из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей), которые образуют смысловое, грамматическое и интонационное единство.
Сложносочинённое предложение – это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложения связаны сочинительными союзами и интонацией.
Сложноподчинённое предложение – сложное предложение, в котором 2 и более простых предложения объединены на основе подчинительной связи с помощью союзов, союзных слов и интонации.
Бессоюзное сложное предложение – такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов и союзных слов).
Литература:
Груздева Е.Н. Русский язык. Проверочные работы: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / Е.Н. Груздева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 47 с.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. – М.: ВАКО, 2016. – 192 с.
Никулина М.Ю. Зачетные работы по русскому языку: 9 класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / М.Ю. Никулина. – М.: Издательство «Экзамен»,, 2016. – 93 с.
Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 204 с.
Разбор типового тренировочного задания
Укажите сложное предложение
1. Весна в этом году будет поздняя.
2. Тропинка вела к дому, где жила бабушка.
3. В доме кипит самовар.
4. Радость тянет вас ввысь, к небу.
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выделите в каждом предложении грамматические основы, посчитайте их.
3. Выберите верный ответ и проверьте себя.
Разбор типового контрольного задания
Укажите бессоюзные сложные предложения.
1. В саду на деревьях сидели снегири, а под крышей поселились ласточки.
2. Утром было холодно, к вечеру наступила жара.
3. Я слышал: ёжик мышей ловит.
4. Одето небо чёрной мглою…
5. Проснулся: пять станций убежало назад.
Алгоритм выполнения задания:
1. Внимательно прочитайте задание.
2. Выделите в каждом предложении грамматические основы, определите вид связи.
3. Выберите верные ответы и проверьте себя.

Из данных слов и словосочетаний составьте бессоюзные сложные предложения
со значением причины, дополнения и пояснения.

Мне были расстроены хотелось нервы смеяться и плакать с приятелем стреляюсь Всё это друзья я значило хвост глаза колечком была славная торчком умные-умные Собака уши Верно Неверно Повторить Сбросить ПроверитьПоказать ответ