Урок 42. Падежи существительных

Поделиться:
Конспект урока

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 42. Падежи существительных

Вопросы, рассматриваемые на уроке

На этом уроке

мы узнаем:

  • как работать с текстом;

мы научимся:

  • определять тему, главную мысль, подбирать заголовок;

мы сможем:

  • повторить все падежи, окончания, правила написания.

Цель:

  • изменять имена существительные по падежам.

Задача:

  • упражняться в правописании безударных падежных окончаний имён существительных.

Тезаурус

Имя существительное – часть речи, отвечает на вопросы кто? что? В начальной форме обозначает предмет.

Падежи – в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.

Безударное окончание – окончание, в котором гласный звук в слабой позиции.

Текст – группа предложений, которые связаны между собой по смыслу.

Предложение – группа слов, связанных по смыслу.

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Онлайн-тренажёр «Падежи имён существительных»: http://kid-mama.ru/igry/rus100/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы повторите все изученные падежи, окончания, правила написания.

Рассмотрите таблицу и расскажите всё о падежных вопросах и предлогах.

Падеж

Вопросы

Предлоги

Им. п.

Кто? Что?

Р. п.

Кого? Чего? Где? Откуда?

От, до, без, из, для, у, с, около

Д. п.

Кому? Чему? Где? Куда?

К, по

В. п.

Кого? Что? Где? Куда?

В, на, за, про, через

Т. п.

Кем? Чем? Где?

Под, с, над, за, между, перед

П. п.

О ком? О чём? Где?

В, о, об, при, на

Вы, конечно, помните, как проверить написание безударного падежного окончания.

Следуйте принципу: безударный гласный проверяю ударным.

Правильно! Буквы безударных гласных в корне, приставке, суффиксе можно узнать по буквам ударных гласных в тех же частях слова. Это принцип русского письма: букву звука в слабой позиции узнаём по букве звука в сильной.

Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

Какие слова надо запомнить Вам в качестве проверочных?

Предлагаем запомнить эти слова: рука, плечо, грудь. Урок 42. Падежи существительных

О рукé, о плечé, в груди́!

Вспомните алгоритм проверки.

1. Ставлю имя существительное в начальную форму и определяю его склонение.

2. Подставляю на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

3. Узнаю в проверочном слове окончание и пишу такое же в проверяемом.

Это первый способ проверки. Есть ещё и второй способ. Сформулируйте второй способ проверки.

Второй способ: надо определить склонение, падеж и воспроизвести в памяти окончания имён существительных в нужном падеже.

Рассмотрите таблицу. Расскажите об окончаниях -Е, -И имён существительных.

1 скл

2 скл

3 скл

Р.п.

Д.п.

П.п.

Текст, тема, основная мысль текста

Давайте вспомним, что такое текст. Мы знаем, что текст состоит из предложений, связанных между собой по смыслу.

Прочитайте текст.

Полвека прожила я на свете и всё думала, что я берёза. Но прошлой весной подошёл ко мне турист и на боку у меня вырезал — «ВАНЯ». Летом дачник подошёл и вырезал — «ЛЁНЯ». Осенью грибник присел отдохнуть. Посидел в тени, отдохнул и вырезал на коре — «МИША». А зимой подкатил лыжник, прочитал на мне все имена, воткнул палки в снег, вытащил огромный ножище и вывел — «ЭДУАРД». Так что же я наконец: берёза или Эдуард? И почему все, кому не лень, тычут в меня ножами?

Н. Сладков

Как бы Вы озаглавили этот текст?

Какой совет вы дадите людям, которые вырезают свои имена на деревьях?

Какова главная мысль текста? Озаглавьте текст. Ваш заголовок отражает тему текста или его главную мысль?

Определите падеж подчёркнутых слов. Объясните безударные падежные окончания этих слов.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Прочитайте пословицы. Отметьте пословицу, в которой есть имя существительное 1-го склонения в предложном падеже.

• О том кукушка кукует, что своего гнезда нет.

• Всяк кулик на своей кочке велик.

• Журавль на засохшем дереве гнезда не свивает.

Проверьте себя по эталону:

• О том кукушка кукует, что своего гнезда нет.

☑ Всяк кулик на своей кочке велик.

• Журавль на засохшем дереве гнезда не свивает.

На кочке – 1 скл., П.п.

2. Работа с текстом.

1) Птицы, полезные, вор..б..и, очень. 2) За, количество, нас..комых, день, огромное, в..р..бей, с..едает. вре..ных. 3) Много, ..ни, от, д..рев..ев, сп..сают, вредителей. 4) З..мой, г..л..дают, в..р..б..и. 5) П..см..трите, ..ни, от, как, с..ёж..лись, хол..да. 6) Друз..ям, р..бята, п..рнатым, п..м..гайте. 7) Их, подкармливайте. 8) Это, зиму, птицам, п..мож..т, переж..ть.

По Г. Чумаковой

Составьте из слов предложения. Подберите заголовок к тексту. Подчеркните имена существительные в винительном падеже.

Проверьте себя по эталону:

Помогите воробьям зимой!

1) Воробьи – очень полезные птицы. 2) За день воробей съедает огромное количество вредных насекомых. 3) Много деревьев спасают они от вредителей. 4) 3имой воробьи голодают. 5) Посмотрите, как они съёжились от холода. 6) Ребята, помогайте пернатым друзьям. 7) Подкармливайте их. 8) Это поможет птицам пережить зиму.

По Г. Чумаковой

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Прочитайте рассказ мальчика. Озаглавьте.

В морозный зимний день подобрал я во дворе воробья. Он замерзал. Воробушек долго лежал на моей ладони. Потом отогрелся и тихо пискнул: «Чилим». Так мы его и звали Чилим. Стал он жить у нас в комнате.

Определите падеж имён существительных. (Ставьте вопрос от глагола к имени существительному.)

подобрал (где? в чём?) во дворе (П.п.)

лежал (на чём?) на ладони (П.п.)

жить (где? в чём?) в комнате (П.п.)

Варианты заголовков: «Чилим», «Найдёныш», «Гость воробей»

2.Тест. Обведите правильные ответы:

1. Укажите слово, которое можно использовать как проверочное для остальных слов.

А) на яблоке; В) на стакане;

Б) на плече; Г) на диске.

2. Компьютер ярким экраном осветил комнату. В этом предложении нет имени существительного:

А) в творительном падеже;

Б) в именительном падеже;

В) в предложном падеже;

Г) в винительном падеже.

3. Окончание пишется в слове:

А) на стадион.. В) о мамочк..

Б) на сирен.. Г) о сестрёнк..

4. Укажите вариант, где в окончании имён существительных пишется -е.

А) в тетрад.. по информатик.. В) на пальм.. на пляж..

Б) о старш..м брат.. Г) на компьютер.. в файл..

5. В предложном падеже окончание пишется в существительных:

А) 1-го и 2-го склонения; В) 1-го и 3-го склонения;

Б) 2-го и 3-го склонения; Г) 1, 2 и 3-го склонения.

Проверьте себя:

Правильный вариант: