Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 43. Знания об именах существительных.
Вопросы, рассматриваемые на уроке
На уроке
мы узнаем:
- как согласовывать имена существительные общего рода с именами прилагательными;
мы научимся:
- применять изученные правила на практике;
мы сможем:
- повторить все об имени существительном.
Цель:
повторить всё об имени существительном.
Задача:
упражняться в согласовании имён существительных общего рода с именами прилагательными.
Тезаурус
Имя существительное – часть речи, отвечает на вопросы кто? что? В начальной форме обозначает предмет.
Падежи – в русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Одушевлённые имена существительные – отвечают на вопрос кто? и обозначают живых существ, профессии, должности людей.
Неодушевлённые имена существительные – отвечают на вопрос что? и обозначают неживых существ, явления, качества людей и предметов.
Имена существительные общего рода – в зависимости от конкретных обстоятельств могут выступать то как существительные мужского рода (он был настоящим чистюлей), то как существительные женского рода (она была настоящей чистюлей).
Имена существительные собственные – имена, фамилии и отчества людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек, морей и океанов. Имена собственные всегда пишутся с заглавной буквы. Если нарицательным именем существительным называют множество однородных предметов, то собственным – единственное в своём роде.
Литература
Основная:
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная:
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Онлайн-тест «Имя существительное»: https://onlinetestpad.com/ru/test/61250-imya-sushhestvitelnoe
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На этом уроке Вы повторите всё об имени существительном.
Составим план, по которому Вы сможете рассказать об этой части речи.
План:
- Название.
- Что обозначает, на какие вопросы отвечает.
- Какие постоянные морфологические признаки имеет.
- Непостоянные морфологические признаки.
- Роль имени существительного в предложении, в речи вообще.
Вы, конечно, задумывались, почему та или иная часть речи так называется. Слово «существительное» очень напоминает слово «существовать». И действительно, имена существительные обозначают предметы, явления, чувства, события, которые реально существуют.
Назовите имена существительные, которые обозначают предметы:
пенал, краски, парта, ручка, дверь, стакан.
Назовите имена существительные, которые обозначают чувства:
счастье, радость, грусть, веселье, горе.
Попробуйте назвать имена существительные, которые обозначают действия.
Правильно! Плавание, прыжок, бег, ходьба, танец, учёба.
А теперь назовём явления природы. Ветер, ураган, дождь, буря, смог, иней.
На какие вопросы отвечают имена существительные, Вы тоже знаете. Правильно, это вопросы кто? что?
Какие постоянные морфологические признаки имени существительного? Постоянные, значит неизменяемые.
К постоянным морфологическим признакам имени существительного учёные отнесли:
- одушевлённость – неодушевлённость;
- существительное собственное или нарицательное;
- род;
- склонение.
Назовите постоянные морфологические признаки слова «тетрадь».
Тетрадь – имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, потому что отвечает на вопрос что? женского рода (она, моя), относится к 3 склонению (женский род и в конце слова мягкий знак).
Назовите непостоянные морфологические признаки слова «тетрадь». Непостоянные, значит, слово может изменить форму, измениться. Как можно изменить форму слова «тетрадь»?
Тетрадь – единственное число, обозначает один предмет, а форма множественного числа – тетради. А вот чтобы определить падеж, нам нужно составить со словом «тетрадь» предложение.
Тетрадь лежит на столе. В этом предложении действие совершает тетрадь, слово «тетрадь» в именительном падеже.
Я вижу тетрадь на столе. В этом предложении действие направлено на предмет: вижу что? – тетрадь, слово «тетрадь» в винительном падеже.
Измените слова тетрадь, конь по падежам.
И.п. | кто? что? | конь | тетрадь |
Р.п. | кого? чего? | коня | тетради |
Д.п. | кому? чему? | коню | тетради |
В.п. | кого? что? | коня | тетрадь |
Т.п. | кем? чем? | конём | тетрадью |
П.п. | о ком? о чём? | о конé | о тетради |
В слове «о конé» ударное окончание -Е, а в слове «о тетрад..» окончание безударное. Вы знаете, что ударное окончание является проверочным для безударного. Почему же тогда мы написали о тетради? Объясните.
Слово конь не может быть проверочным для слова тетрадь. Хотя слова и похожи, в обоих словах в конце мягкий знак, но это слова разных склонений. Конь – 2-е склонение, тетрадь – 3-е склонение. Есть правило, по которому проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.
Какова роль имён существительных в речи?
В речи мы очень часто используем имена существительные. Большинство географических названий – имена существительные. Человек использует в речи имена существительные чаще других частей речи. В предложении имя существительное выступает в роли подлежащего или сказуемого (в именительном падеже), дополнения, обстоятельства (в косвенном падеже).
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
- В каждом ряду родственных слов подчеркните имена существительные.
Игривый, игра, играть, игрок.
Два, двойка, удвоить, двойной.
Весело, весёлый, веселиться, веселье, весельчак.
Танец, танцевать, танцевальный, танцор.
Проверьте себя по эталону:
Игривый, игра, играть, игрок.
Два, двойка, удвоить, двойной.
Весело, весёлый, веселиться, веселье, весельчак.
Танец, танцевать, танцевальный, танцор.
2. Вставьте имена собственные в текст.
____________ – правый приток Волги. На берегах реки Оки, в селе __________________, родился и провёл детство и юность русский поэт _____________________________.
А. Орлова
Слова для справок: Константиново, Ока, Сергей Есенин.
Проверьте себя по эталону:
Ока – правый приток Волги. На берегах реки Оки, в селе Константиново, родился и провёл детство и юность русский поэт Сергей Есенин.
3. Распределите слова в три столбика: имена существительные мужского рода, имена существительные женского рода, имена существительные общего рода.
Плакса, девица, юноша, старик, малыш, обжора, волшебница, старушка, жадина, тихоня, кроха, молодчина, рукодельница, мастер.
Проверьте себя по эталону:
Ж.р. | М.р. | Имена существительные общего рода |
девица волшебница старушка рукодельница | юноша малыш старик мастер | плакса обжора жадина тихоня кроха молодчина |
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
- Разгадайте кроссворд «Имя существительное»
По горизонтали:
1. Что разное у этих имён существительных: день, сирень, дерево?
3. Книга, книги, книге. Что изменилось?
4. Имя существительное, которое обозначает живых существ, отвечает на вопрос кто?
6. Имена, фамилии и отчества людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек, морей и океанов – имена ….
7. Часть речи.
12. Сколько падежей в русском языке?
По вертикали:
2. Синтаксическая роль имени существительного в именительном падеже.
5. Синтаксическая роль имени существительного в косвенном падеже.
8. Изменение по падежам.
9. Имя существительное, которое обозначает предметы, явления, события, чувства, отвечает на вопрос что?
10. Какого рода существительные ябеда, молодчина, задира?
11. Множество однородных предметов называют имя ….
2 | 9 | 11 | |||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||
5 | 8 | ||||||||||||||||
3 | 12 | ||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||
Проверьте себя по эталону:
По горизонтали: | По вертикали: |
1. род 3. форма 4. одушевлённое 6. собственное 7. существительное 12. шесть | 2. подлежащее 5. дополнение 8. склонение 9. неодушевлённое 10. общего 11. нарицательное |
2п | 9н | 11н | |||||||||||||||
о | е | а | |||||||||||||||
1р | о | д | о | р | |||||||||||||
л | д | и | |||||||||||||||
е | 10о | у | ц | ||||||||||||||
ж | 5д | 8с | б | ш | а | ||||||||||||
3ф | о | р | м | а | о | к | щ | 12ш | е | с | т | ь | |||||
щ | п | л | е | в | е | ||||||||||||
е | о | о | г | л | л | ||||||||||||
4о | д | у | ш | е | в | л | ё | н | н | о | е | ё | ь | ||||
н | е | н | н | ||||||||||||||
6с | о | б | с | т | в | е | н | н | о | е | н | о | |||||
н | и | о | е | ||||||||||||||
7с | у | щ | е | с | т | в | и | т | е | л | ь | н | о | е | |||
е | |||||||||||||||||