Урок 43. Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок № 43

Разносклоняемые имена существительные.

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя

Перечень рассматриваемых вопросов:

1. Особенности склонения и правописания разносклоняемых существительных.

2. Перечень разносклоняемых слов и особенности их склонения.

3. Образование форм косвенных падежей существительных на -мя, написание окончания , графическое обозначение орфограммы.

4. Правило правописания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя.

Тезаурус:

Склонение – изменение форм слов по числам и падежам: имя – имени – к имени – об именах.

Разносклоняемые имена существительные – это существительные, совмещающие разные типы склонения: в родительном, дательном и предложном падеже склоняются как существительные 3-го склонения, в творительном падеже – как существительные 2-го склонения. Разносклоняемые существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.

Словообразовательная цепочка – это такой ряд однокоренных (родственных) слов, в котором каждое последующее слово непосредственно производно от предыдущего: знамя → знамёна → знамённый.

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

  1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
  3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
  4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В древнерусском языке существительные изменялись по 6 вариантам склонений. Со временем их количество сократилось. Но осталось 11 слов, которые не попали ни в одно из трёх склонений. Эти существительные называются разносклоняемыми.

Разносклоняемыми являются 10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь.

Обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить значения слов бремя, стремя, темя.

Бремя – 1. Тяжёлая ноша, груз. Сгибаться под бременем тяжёлой ноши. 2. О чём-либо тяжёлом, трудном, обременительном. Принимать на себя бремя расходов. Под бременем лет. Синонимы к слову бремя: груз, поклажа, ноша, обуза, гнёт, заботы, тягота.

Стремя – кожаная петля или железная дужка, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ноги всадника. Всунуть ногу в стремя. Приподняться на стременах. Ехать, скакать стремя в стремя.

Темя – верхняя часть головы, верх черепа между лобными, затылочными и височными костями. Обритое темя. Кости темени. Боль в темени.

Обратимся к склонению слов.

Просклоняем существительное 2-го склонения море и существительное 3-го склонения тень.

(Чего?) моря, тени

(Чему?) к морю, к тени

(Чем?) морем, тенью

(О чём?) о море, о тени

Теперь в эти же падежи поставим существительное имя.

(Чего?) имени

(Чему?) к имени

(Чем?) именем

(О чём?) об имени

Сравним окончания.

В родительном, дательном и предложном падежах существительное имя склоняется как существительное 3-го склонения и имеет окончание —и. В творительном падеже окончание как у существительного 2-го склонения.

Вы заметили, что в косвенных падежах у существительных на -мя появляется суффикс -ен-?

Бремя – бремени, время – времени.

Понаблюдаем за словообразованием. От слова время можно образовать слова: безвременный, времянка.

Наблюдаем чередование звуков в суффиксе. От слова знамя можно образовать прилагательное знамённый. В этом случае тоже наблюдается чередование в суффиксе. Аналогичные чередования есть в словах имя – одноимённый, безымянный.

Как спросить о времени: сколько время или сколько времени? Правильно – «сколько времени?» А ещё можно спросить: который час? Оба варианта равнозначны в современном русском языке.

Разносклоняемые слова часто употребляются в речи, в художественных текстах.

Вспомните строки стихотворения «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова:

– Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы!

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

А вот строки поэта Валерия Брюсова:

Ты должен быть гордым, как знамя;

Ты должен быть острым, как меч;

Как Данту, подземное пламя

Должно тебе щёки обжечь.

Склонение

1 скл. ж. и м. р. на -а, -я

2 скл.

м. р. с нулевым окончанием, ср. р. на -о, -е

3 скл.

ж. р. с нулевым окончанием

Разносклоняемые

10 сущ. на -мя, путь

Несклоняемые

мама, папа, дядя

лес, море, озеро

ночь, тень, тишь

имя, вымя, бремя, семя, стремя, знамя, темя, время, племя, пламя, путь

кино, радио, пальто

Падеж

2-е скл.

3-е скл.

Разносклоняемые

Р. п.

моря

тени

имени

пути

Д. п.

к морю

к тени

к имени

по пути

Т. п.

морем

тенью

именем

путём

П. п.

о море

о тени

об имени

о пути

Пример Тренировочных заданий:

  1. Укажите ряд, в котором во всех словах пишется И.
  2. При мнени.., при случа..
  3. у стремен.., у пустын..
  4. в лаборатори.., в спектакл..
  5. дочер.., о здоровь..

При выполнении этого задания необходимо вспомнить правило правописания букв Е и И в безударных падежных окончаниях существительных:

Падеж

Склонение

Существительные на

Разносклоняемые

1-е

2-е

3-е

-ия

-ий

-ие

Р.

-и(-ы)

Д.

П.

  1. при мнении (на -ие), при случае (2-е)
  2. у стремени (разноскл.), у пустыни (1-е)
  3. в лаборатории (на -ия), в спектакле (2-е)
  4. дочери (3-е), о здоровье (2-е)

Правильный ответ

  1. при мнении (на -ие), при случае (2-е)
  2. у стремени (разноскл.), у пустыни (1-е)
  3. в лаборатории (на -ия), в спектакле (2-е)
  4. дочери (3-е), о здоровье (2-е)
  5. Восстановите словообразовательную цепочку.

Племя →…→… →…→…

Племенной, племена, племянничек, племянник.

Чтобы восстановить последовательность слов в словообразовательной цепочке, нужно сравнить их морфемный состав и объяснить значение через ближайшее родственное слово.

Племя – племена. Племена – форма мн. ч.

Племенной – относящийся к племенам.

Племянник – соплеменник, родственник (исторически)

Племянничек – разговорное, уменьш.-ласк.

Правильный ответ

Племя → племена → племенной → племянник → племянничек.