Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок № 43
Разносклоняемые имена существительные.
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя
Перечень рассматриваемых вопросов:
1. Особенности склонения и правописания разносклоняемых существительных.
2. Перечень разносклоняемых слов и особенности их склонения.
3. Образование форм косвенных падежей существительных на -мя, написание окончания -и, графическое обозначение орфограммы.
4. Правило правописания буквы е в суффиксе -ен- существительных на -мя.
Тезаурус:
Склонение – изменение форм слов по числам и падежам: имя – имени – к имени – об именах.
Разносклоняемые имена существительные – это существительные, совмещающие разные типы склонения: в родительном, дательном и предложном падеже склоняются как существительные 3-го склонения, в творительном падеже – как существительные 2-го склонения. Разносклоняемые существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.
Словообразовательная цепочка – это такой ряд однокоренных (родственных) слов, в котором каждое последующее слово непосредственно производно от предыдущего: знамя → знамёна → знамённый.
Обязательная литература:
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
Дополнительная литература:
- Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.
- Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
- Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В древнерусском языке существительные изменялись по 6 вариантам склонений. Со временем их количество сократилось. Но осталось 11 слов, которые не попали ни в одно из трёх склонений. Эти существительные называются разносклоняемыми.
Разносклоняемыми являются 10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь.
Обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить значения слов бремя, стремя, темя.
Бремя – 1. Тяжёлая ноша, груз. Сгибаться под бременем тяжёлой ноши. 2. О чём-либо тяжёлом, трудном, обременительном. Принимать на себя бремя расходов. Под бременем лет. Синонимы к слову бремя: груз, поклажа, ноша, обуза, гнёт, заботы, тягота.
Стремя – кожаная петля или железная дужка, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ноги всадника. Всунуть ногу в стремя. Приподняться на стременах. Ехать, скакать стремя в стремя.
Темя – верхняя часть головы, верх черепа между лобными, затылочными и височными костями. Обритое темя. Кости темени. Боль в темени.
Обратимся к склонению слов.
Просклоняем существительное 2-го склонения море и существительное 3-го склонения тень.
(Чего?) моря, тени
(Чему?) к морю, к тени
(Чем?) морем, тенью
(О чём?) о море, о тени
Теперь в эти же падежи поставим существительное имя.
(Чего?) имени
(Чему?) к имени
(Чем?) именем
(О чём?) об имени
Сравним окончания.
В родительном, дательном и предложном падежах существительное имя склоняется как существительное 3-го склонения и имеет окончание —и. В творительном падеже окончание как у существительного 2-го склонения.
Вы заметили, что в косвенных падежах у существительных на -мя появляется суффикс -ен-?
Бремя – бремени, время – времени.
Понаблюдаем за словообразованием. От слова время можно образовать слова: безвременный, времянка.
Наблюдаем чередование звуков в суффиксе. От слова знамя можно образовать прилагательное знамённый. В этом случае тоже наблюдается чередование в суффиксе. Аналогичные чередования есть в словах имя – одноимённый, безымянный.
Как спросить о времени: сколько время или сколько времени? Правильно – «сколько времени?» А ещё можно спросить: который час? Оба варианта равнозначны в современном русском языке.
Разносклоняемые слова часто употребляются в речи, в художественных текстах.
Вспомните строки стихотворения «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова:
– Да, были люди в наше время
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
А вот строки поэта Валерия Брюсова:
Ты должен быть гордым, как знамя;
Ты должен быть острым, как меч;
Как Данту, подземное пламя
Должно тебе щёки обжечь.
Склонение | ||||
1 скл. ж. и м. р. на -а, -я | 2 скл. м. р. с нулевым окончанием, ср. р. на -о, -е | 3 скл. ж. р. с нулевым окончанием | Разносклоняемые 10 сущ. на -мя, путь | Несклоняемые |
мама, папа, дядя | лес, море, озеро | ночь, тень, тишь | имя, вымя, бремя, семя, стремя, знамя, темя, время, племя, пламя, путь | кино, радио, пальто |
Падеж | 2-е скл. | 3-е скл. | Разносклоняемые | |
Р. п. | моря | тени | имени | пути |
Д. п. | к морю | к тени | к имени | по пути |
Т. п. | морем | тенью | именем | путём |
П. п. | о море | о тени | об имени | о пути |
Пример Тренировочных заданий:
- Укажите ряд, в котором во всех словах пишется И.
- При мнени.., при случа..
- у стремен.., у пустын..
- в лаборатори.., в спектакл..
- дочер.., о здоровь..
При выполнении этого задания необходимо вспомнить правило правописания букв Е и И в безударных падежных окончаниях существительных:
Падеж | Склонение | Существительные на | Разносклоняемые | ||||
1-е | 2-е | 3-е | -ия | -ий | -ие | ||
Р. | -и(-ы) | — | -и | -и | — | — | -и |
Д. | -е | — | -и | -и | — | — | -и |
П. | -е | -е | -и | -и | -и | -и | -и |
- при мнении (на -ие), при случае (2-е)
- у стремени (разноскл.), у пустыни (1-е)
- в лаборатории (на -ия), в спектакле (2-е)
- дочери (3-е), о здоровье (2-е)
Правильный ответ
- при мнении (на -ие), при случае (2-е)
- у стремени (разноскл.), у пустыни (1-е)
- в лаборатории (на -ия), в спектакле (2-е)
- дочери (3-е), о здоровье (2-е)
- Восстановите словообразовательную цепочку.
Племя →…→… →…→…
Племенной, племена, племянничек, племянник.
Чтобы восстановить последовательность слов в словообразовательной цепочке, нужно сравнить их морфемный состав и объяснить значение через ближайшее родственное слово.
Племя – племена. Племена – форма мн. ч.
Племенной – относящийся к племенам.
Племянник – соплеменник, родственник (исторически)
Племянничек – разговорное, уменьш.-ласк.
Правильный ответ
Племя → племена → племенной → племянник → племянничек.