Урок 44. Как определить имя прилагательное

Поделиться:
Конспект урока

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 44. Как определить имя прилагательное.

Цель:

  • повторить всё об имени прилагательном.

Задача:

  • упражняться в распознавании кратких и полных имён прилагательных.

На уроке

мы узнаем:

  • как находить в предложении связанные по смыслу имена прилагательные и имена существительные;
  • как распространять предложения с помощью имён прилагательных;

мы научимся:

  • распознавать краткие и полные имена прилагательные;

мы сможем:

  • применить знания об имени прилагательном.

Тезаурус

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив.

Полные прилагательные – форма имени прилагательного, изменяется по родам, падежам и числам. В предложении полные прилагательные чаще всего являются определением. Например: весёлый, интересный, чуткий.

Краткие имена прилагательные – форма имени прилагательного, изменяется только по родам и числам. В предложении краткие прилагательные чаще всего являются сказуемым. Например: весел, интересен, чуток.

Связь имени прилагательного с именем существительным. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и связанное с ним имя прилагательное: весёлым клоуном, к дорогой мамочке, для хорошего друга.

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

https://onlinetestpad.com/ru/test/72647-russkij-yazyk-3-klass-imya-prilagatelnoe

Тест «Имя прилагательное»

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы актуализируете свои знания об имени прилагательном.

Рассмотрите таблицу и расскажите всё, что Вы знаете об имени прилагательном.

часть речи

вопросы

обозначает

изменяется

роль в предложении

Имя прилагательное

какой?

какая?

какое?

какие?

чей?

признак предмета

по числам, падежам, родам

второстепенный член предложения

Полные и краткие имена прилагательные.

Сравните имена прилагательные:

Красивый – красив, молодая – молодá, ласковое – ласково, весёлые – веселы.

Как Вы думаете, к какой части речи относятся слова красив, молода, ласково, веселы?

Правильно, это тоже имена прилагательные. Но эти имена прилагательные в краткой форме.

Сравните окончания имён прилагательных в полной и краткой форме:

Весёлый – весел•, весёлая – весела, весёлое – вéсело, весёлые – веселы.

Какую особенность окончаний Вы замечаете?

Правильно, в полной форме прилагательных в окончании две буквы, а в краткой – нулевое или одна буква.

Попробуйте задать вопрос к прилагательным в краткой форме. Проверьте себя:

полное прилагательное

вопросы

краткое прилагательное

вопросы

умный

какой?

умён

каков?

умная

какая?

умна

какова?

умное

какое?

умно

каково?

умные

какие?

умны

каковы?

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Нельзя так сказать: красивый девочка, умная мальчик. Если имя прилагательное зависит от имени существительного, то оно употребляется в том же роде, числе и падеже: красивая девочка, умный мальчик.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. В каждом ряду родственных слов подчеркните имена прилагательные.

Умная, ум, умелец, умник, заумный.

Три, тройка, тройник, тройной.

Чернота, чёрная, чернеть.

Сила, сильное, усилие, силовой, пересилить.

Проверьте себя по эталону:

Умная, ум, умелец, умник, заумный.

Три, тройка, тройник, тройной.

Чернота, чёрная, чернеть.

Сила, сильное, усилие, силовой, пересилить.

2. Найдите в пословицах краткие имена прилагательные.

В холе да в почёте и всяк умён. Велик, да глуп — так больше бьют. Красна птица пеньем, а человек ученьем. Корень учения горек, да плод его сладок. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Проверьте себя по эталону:

В холе да в почёте и всяк умён. Велик, да глуп — так больше бьют. Красна птица пеньем, а человек ученьем. Корень учения горек, да плод его сладок. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

3. Распределите краткие имена прилагательные в три столбика: мужского рода, женского рода, среднего рода.

Хитёр, высоко, честна, умён, сварлива, красиво, мудра, откровенна, чуток.

Проверьте себя по эталону:

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Хитёр

умён

чуток

мудра

сварлива

честна

откровенна

красиво

высоко

4. Вставьте окончания имён прилагательных.

Веск___ причина, хорош___ компьютер, верн___ подруга, временн___ жилище, высок___ здание, местн___ кухня, прилежн___ ученик, трудн___ задача, бел___ бумага, любим___ город.

Проверьте себя по эталону:

Веская причина, хороший компьютер, верная подруга, временное жилище, высокое здание, местная кухня, прилежный ученик, трудная задача, белая бумага, любимый город.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

  1. Разгадайте кроссворд «Имя прилагательное»

По горизонтали:

  1. Мелкая – мелкие, честный – честные. Что изменилось?
  2. Мягок, светел, угрюм, хороша, тускло. Какое имя прилагательное?

По вертикали:

  1. Мягкий, светлый, угрюмый, хорошая, тусклое. Какое имя прилагательное?
  2. Светлый, к светлому, о светлом. Что изменилось?

1

2

3

4

Проверьте себя по эталону:

И

С

Л

О

Л

Н

Р

А

Т

К

О

Е

Д

Е

Е

Ж

ПО ГОРИЗОНТАЛИ

2. ЧИСЛО 

4. КРАТКОЕ 

ПО ВЕРТИКАЛИ

1. ПОЛНОЕ 

3. ПАДЕЖ 

  1. Тест.

1. Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

А) по числам и падежам;

Б) по падежам и родам;

В) по родам, числам и падежам;

Г) по родам и падежам.

2. Летней ночью хорошо дышать свежим, чистым воздухом. В этом предложении…

А) Имён прилагательных три.

В) Имён прилагательных два.

В) Имён прилагательных нет.

Г) Имён прилагательных четыре.

3. Летней ночью воздух свеж, чист и прозрачен. В этом предложении…

А) Полных имён прилагательных 2, кратких имён прилагательных 2.

В) Полных имён прилагательных 1, кратких имён прилагательных 3.

В) Полных имён прилагательных 1, кратких имён прилагательных 1.

Г) Полных имён прилагательных 1, кратких имён прилагательных 2.

Проверьте себя по эталону:

1 В

2 А

3 В