Конспект урока
Русский язык, 4 класс
Урок № 45. Роль имён прилагательных в тексте.
Цель:
- узнать о роли имён прилагательных в речи.
Задача:
- научиться находить и использовать имена прилагательные в тексте-описании.
На уроке
мы узнаем:
- как распространять предложения с помощью имён прилагательных;
мы научимся:
- использовать прилагательные в тексте-описании;
мы сможем:
- повторить, какую роли играет имя прилагательное в речи.
Тезаурус
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной.
Полные прилагательные. В предложении полные прилагательные чаще всего являются определением. Мы подарили Марине большого медведя и вкусный торт.
Краткие имена прилагательные. В предложении краткие прилагательные являются только сказуемыми. Моя учительница строга и справедлива.
Текст-описание – текст, в котором много имён прилагательных. Текст описывает внешние (внутренние) качества кого-то или чего-то.
Литература
Основная:
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная:
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Тест «Имя прилагательное» https://onlinetestpad.com/ru/testview/23848-test-po-russkomu-yazyku-4-klass-imya-prilagatelnoe
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На этом уроке Вы сможете применить на практике свои знания о роли имени прилагательного в речи.
Прочитайте два текста. Какой текст вам нравится больше и почему?
Сегодня был хороший солнечный день. Мы с друзьями пошли на реку купаться. Вода в реке была чистая, прозрачная, свежая. Так и хочется искупаться в свежей струе! Маленькие рыбёшки плавали рядом. Они грелись в тёплой воде около берега. | Сегодня днём мы пошли с друзьями на реку купаться. В реке мы видели мальков. Они плавали у берега и грелись на солнце. |
Текст слева имеет много имён прилагательных. Текст более красочный, можно представить картину, описанную в тексте. Текст справа не содержит слов, описывающих качества предметов и живых существ. Такой текст легко читать, но трудно представить в своём воображении.
Текст-описание.
Вы уже знаете типы текстов: текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание. Текст-описание – это текст, в котором много имён прилагательных, который описывает внешние (внутренние) качества какого-то живого существа или даже любого предмета. Текст-описание отвечает на вопрос какой?
Вот пример текста-описания:
Вечером снег укутал всё вокруг белым искрящимся покрывалом. Белые шапки и шали надели кусты и деревья. Двор усыпан мягким ковром снежинок. За окном холодная зима, а нам так и хочется упасть в этот пушистый, ласковый снег.
Утром выходим из дома, видим птичьи следы на свежем снегу. Воздух свеж и прозрачен. Хорошо зимой!
Синтаксическая роль имени прилагательного.
Прочитайте предложения. Как Вы думаете, какую роль выполняет прилагательное в предложении? Мы подарили Марине большого медведя и вкусный торт. Моя учительница строга и справедлива.
В предложении полные прилагательные чаще всего являются определением.
В предложении краткие прилагательные чаще всего являются сказуемым.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
- Подбери к именам прилагательным картинки.
детская ручка | дверная ручка | шариковая ручка |
2. Отгадайте загадки.
Что за фрукт? На вкус хорош | Все о ней боксёры знают |
Какой вывод Вы можете сделать?
Проверьте себя по эталону:
Что за фрукт? На вкус хорош Съедобная груша | Все о ней боксёры знают Боксёрская груша |
Какой вывод Вы можете сделать?
Вывод: Имена прилагательные служат для уточнения значения имён существительных.
3. Вставьте имена прилагательные в текст-описание.
На западе ______________ накалом горела заря. Солнце клонилось к лесу, края _____________ облаков плавились, загорались _____________ светом. От его лучей иней горел всеми цветами радуги: от _______________ до ____________________. Наклонишься к снегу, и блеск исчезает.
(По А. Рекемчуку)
Слова для справок: ослепительным, фиолетового, высоких, розовым, розового.
Проверьте себя по эталону:
На западе ослепительным накалом горела заря. Солнце клонилось к лесу, края высоких облаков плавились, загорались розовым светом. От его лучей иней горел всеми цветами радуги: от розового до фиолетового. Наклонишься к снегу, и блеск исчезает.
(По А. Рекемчуку)
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
- Тест.
- Вставь имя прилагательное в предложение.
Он начал колотить по _____________ груше.
А) стеклянной;
Б) спортивной;
В) съедобной.
2) Какое имя существительное можно подставить к этим прилагательным?
Деревянный __________, зелёный горький ________.
А) плащ;
Б) дом;
В) лук.
3) Долгими зимними вечерами мы собирались вокруг Машиной бабушки и слушали её интересные истории. В этом предложении…
А) Имён прилагательных три.
В) Имён прилагательных два.
В) Имён прилагательных четыре.
Г) Имён прилагательных нет.
4) Дом Антона Михайловича уютен. В этом предложении имя прилагательное является …
А) подлежащим;
В) сказуемым;
В) дополнением;
Г) определением.
Проверьте себя по эталону:
1 Б
2 В
3 В
4 В
Четыре правильных ответа – «Отличный результат!»
Три правильных ответа – «Хороший результат!»
Два-один правильных ответа – «Потренируйся ещё!»
- Определи, какой текст является текстом-описанием.
В саду зацвела сирень. Куст все видели издалека, он был покрыт яркими сиреневыми кистями цветов. Подойдём ближе, вдохнём прекрасный аромат сирени. Вкусный запах поднимает настроение на весь день! | 2. Перед домом зацвела сирень. Мы решили сорвать букет и подарить его учительнице. Ветки сирени легко ломались. Учительница поставила наш букет в центре стола. По классу разливался запах сирени. | 3. Я люблю сирень. Во-первых, это неприхотливое растение. Во-вторых, цветы сирени вкусно пахнут. В-третьих, с куста сирени надо обламывать цветущие побеги, чтобы куст цвёл на следующий год ещё больше. Вот за что мне нравится сирень. |
Проверь себя:
Текст №1 – текст-описание.