Урок 45. Роль имен прилагательных в тексте

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык, 4 класс

Урок № 45. Роль имён прилагательных в тексте.

Цель:

  • узнать о роли имён прилагательных в речи.

Задача:

  • научиться находить и использовать имена прилагательные в тексте-описании.

На уроке

мы узнаем:

  • как распространять предложения с помощью имён прилагательных;

мы научимся:

  • использовать прилагательные в тексте-описании;

мы сможем:

  • повторить, какую роли играет имя прилагательное в речи.

Тезаурус

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной.

Полные прилагательные. В предложении полные прилагательные чаще всего являются определением. Мы подарили Марине большого медведя и вкусный торт.

Краткие имена прилагательные. В предложении краткие прилагательные являются только сказуемыми. Моя учительница строга и справедлива.

Текст-описание – текст, в котором много имён прилагательных. Текст описывает внешние (внутренние) качества кого-то или чего-то.

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Тест «Имя прилагательное» https://onlinetestpad.com/ru/testview/23848-test-po-russkomu-yazyku-4-klass-imya-prilagatelnoe

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы сможете применить на практике свои знания о роли имени прилагательного в речи.

Прочитайте два текста. Какой текст вам нравится больше и почему?

Сегодня был хороший солнечный день. Мы с друзьями пошли на реку купаться. Вода в реке была чистая, прозрачная, свежая. Так и хочется искупаться в свежей струе! Маленькие рыбёшки плавали рядом. Они грелись в тёплой воде около берега.

Сегодня днём мы пошли с друзьями на реку купаться. В реке мы видели мальков. Они плавали у берега и грелись на солнце.

Текст слева имеет много имён прилагательных. Текст более красочный, можно представить картину, описанную в тексте. Текст справа не содержит слов, описывающих качества предметов и живых существ. Такой текст легко читать, но трудно представить в своём воображении.

Текст-описание.

Вы уже знаете типы текстов: текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание. Текст-описание – это текст, в котором много имён прилагательных, который описывает внешние (внутренние) качества какого-то живого существа или даже любого предмета. Текст-описание отвечает на вопрос какой?

Вот пример текста-описания:

Вечером снег укутал всё вокруг белым искрящимся покрывалом. Белые шапки и шали надели кусты и деревья. Двор усыпан мягким ковром снежинок. За окном холодная зима, а нам так и хочется упасть в этот пушистый, ласковый снег.

Утром выходим из дома, видим птичьи следы на свежем снегу. Воздух свеж и прозрачен. Хорошо зимой!

Синтаксическая роль имени прилагательного.

Прочитайте предложения. Как Вы думаете, какую роль выполняет прилагательное в предложении? Мы подарили Марине большого медведя и вкусный торт. Моя учительница строга и справедлива.

В предложении полные прилагательные чаще всего являются определением.

В предложении краткие прилагательные чаще всего являются сказуемым.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Подбери к именам прилагательным картинки.

детская ручка

дверная ручка

шариковая ручка

Урок 45. Роль имен прилагательных в тексте

Урок 45. Роль имен прилагательных в тексте

Урок 45. Роль имен прилагательных в тексте

2. Отгадайте загадки.

Что за фрукт? На вкус хорош 
И на лампочку похож,
Бок зелёный солнцем греет,
Он желтеет и краснеет.

Все о ней боксёры знают 
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа…

Какой вывод Вы можете сделать?

Проверьте себя по эталону:

Что за фрукт? На вкус хорош 
И на лампочку похож,
Бок зелёный солнцем греет,
Он желтеет и краснеет.

Съедобная груша

Все о ней боксёры знают 
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа…

Боксёрская груша

Какой вывод Вы можете сделать?

Вывод: Имена прилагательные служат для уточнения значения имён существительных.

3. Вставьте имена прилагательные в текст-описание.

На западе ______________ накалом горела заря. Солнце клонилось к лесу, края _____________ облаков плавились, загорались _____________ светом. От его лучей иней горел всеми цветами радуги: от _______________ до ____________________. Наклонишься к снегу, и блеск исчезает.

(По А. Рекемчуку)

Слова для справок: ослепительным, фиолетового, высоких, розовым, розового.

Проверьте себя по эталону:

На западе ослепительным накалом горела заря. Солнце клонилось к лесу, края высоких облаков плавились, загорались розовым светом. От его лучей иней горел всеми цветами радуги: от розового до фиолетового. Наклонишься к снегу, и блеск исчезает.

(По А. Рекемчуку)

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

  1. Тест.
  2. Вставь имя прилагательное в предложение.

Он начал колотить по _____________ груше.

А) стеклянной;

Б) спортивной;

В) съедобной.

2) Какое имя существительное можно подставить к этим прилагательным?

Деревянный __________, зелёный горький ________.

А) плащ;

Б) дом;

В) лук.

3) Долгими зимними вечерами мы собирались вокруг Машиной бабушки и слушали её интересные истории. В этом предложении…

А) Имён прилагательных три.

В) Имён прилагательных два.

В) Имён прилагательных четыре.

Г) Имён прилагательных нет.

4) Дом Антона Михайловича уютен. В этом предложении имя прилагательное является …

А) подлежащим;

В) сказуемым;

В) дополнением;

Г) определением.

Проверьте себя по эталону:

1 Б

2 В

3 В

4 В

Четыре правильных ответа – «Отличный результат!»

Три правильных ответа – «Хороший результат!»

Два-один правильных ответа – «Потренируйся ещё!»

  1. Определи, какой текст является текстом-описанием.

В саду зацвела сирень. Куст все видели издалека, он был покрыт яркими сиреневыми кистями цветов. Подойдём ближе, вдохнём прекрасный аромат сирени. Вкусный запах поднимает настроение на весь день!

2.

Перед домом зацвела сирень. Мы решили сорвать букет и подарить его учительнице. Ветки сирени легко ломались. Учительница поставила наш букет в центре стола. По классу разливался запах сирени.

3.

Я люблю сирень.

Во-первых, это неприхотливое растение. Во-вторых, цветы сирени вкусно пахнут. В-третьих, с куста сирени надо обламывать цветущие побеги, чтобы куст цвёл на следующий год ещё больше. Вот за что мне нравится сирень.

Проверь себя:

Текст №1 – текст-описание.