Урок 46. Деление с остатком

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 3 класс

Урок № 46. Деление с остатком

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. Может ли при делении число не разделиться полностью?

2. В каких случаях выполняется деление с остатком?

3. Какое правило поможет научиться делить с остатком?

Глоссарий по теме:

Деление – это обратное действие умножению.

Делимое – компонент деления, число которое делят.

Делитель – компонент деления, число на которое делят.

Частное – результат деления.

Неполное частное – результат деления с остатком.

Обязательная литература и дополнительная литература:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 26.

2. Математика. 3 класс. Часть 2. / Л. Г. Петерсон – М.: Ювента, 2013 – с. 96.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как узнать, сколько раз по три содержится в семнадцати? Разделим семнадцать на три. В семнадцати пять раз содержится по три и ещё останется два.

Два – это остаток. Число не разделилось полностью, поэтому частное называют неполное.

Урок 46. Деление с остатком

При делении с остатком можно пользоваться рисунком.

Урок 46. Деление с остатком

Рисунок может быть не всегда удобным. Записывать деление с остатком можно в столбик или как ещё называют уголком.

Урок 46. Деление с остатком

Рассмотрим пример. Семнадцать надо разделить на три.

При записи уголком неполное делимое пятнадцать пишем под числом семнадцать, а неполное частное под делителем. Это число пять. Из семнадцати вычитаем пятнадцать останется два. Это остаток.

При делении с остатком результат записывают двумя числами: неполное частное и остаток.

Урок 46. Деление с остатком

Выполним тренировочные задания.

№ 1. Вставьте пропущенные числа:

59 : 8 = ___ (ост.___)

Ответ: 59 : 8 = 7 (ост.3)

№ 2. Соотнесите деление и результат.

24 : 5 4 (ост. 1)

13 : 3 3 (ост. 2)

17 : 5 4 (ост. 4)

Ответ: 24 : 5 = 4 (ост. 4)

13 : 3 = 4 (ост. 1)

17 : 5 = 3 (ост. 2)

№ 3. Решите задачу:

«Троим детям раздали 7 пирожных. Сколько получилось у каждого и сколько осталось?».

7 : 3 = 2 (ост. 1)

№ 4. Выделите цветом, какой остаток может быть при делении на 4:

Урок 46. Деление с остатком

Правильный ответ:

Урок 46. Деление с остатком

№ 5. Заполните таблицу:

Урок 46. Деление с остатком

Правильный вариант:

Урок 46. Деление с остатком