Конспект урока
Русский язык. 2 класс.
Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Словарные слова.
2) Приёмы запоминания.
Глоссарий по теме:
Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).
Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.
Корень – общая часть родственных слов.
Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.
Орфограмма — буква, написание которой надо проверить или запомнить.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 103 — 111.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
1. В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Правописание таких слов надо или запомнить, или проверять по орфографическому словарю. Такие слова называют словарными. В каждом классе будем знакомиться с новыми словарными словами.
2. Давайте начнем знакомство с несколькими новыми словарными словами. Отгадайте загадку:
Стоит Алёнка
В красной рубашке.
Кто не пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.
3. Это земляника. А почему ягоду назвали именно так, вы можете узнать, прочитав дополнительные сведения в специальном разделе этого урока (раздел «Дополнительный материал»).
4. Произнесите слово «земляника». Поставьте ударение. В корне слышатся два безударных гласных звука [И]. Посмотрите, какие буквы на месте этих звуков написаны. Запомните написание слова земляника.
5. Отгадайте следующую загадку про название какой-то ягоды:
Эти ягоды все знают –
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с …. .
6. Правильно – малина. Произнесите слово «малина». Поставьте ударение. Определите, какой безударный гласный звук в корне вызовет сомнение при обозначении его буквой на письме? Посмотрите, какой буквой он обозначен. Запомните словарное слово МАЛИНА.
7. Прочитайте предложения.
Страсть как захотелось медвежатам малинки. Тайком от мамы медведицы удрали в малинник. До чего же в малиновых кустах хорошо! Слышны голоса малиновок, пахнет вареньем из малины.
Найдите все однокоренные слова словарному слову малина. Выделите корни в подчёркнутых словах.
Обратите внимание: в корнях родственных слов пишется одна и та же буква непроверяемого безударного гласного. Буква безударного гласного в корне слова – это орфограмма. Её надо проверить или запомнить.
8. Произнесите слова: лягушка, молоток, одежда. В каждом слове поставьте ударение и определите место орфограммы. Постарайтесь запомнить эти словарные слова. Для этого проговорите каждое слова по 3 раза так, чтобы на месте орфограммы четко слышался звук написанной буквы.
9. Запоминать слова можно по-разному. Могут помочь мнемонические приёмы. Мнемоника (с греческого – искусство запоминания), система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования специальных связей — ассоциаций.
10. Познакомьтесь с несколькими мнемоническими приёмами:
Приём «Уярчение» — это выделение нужной буквы разными способами. Например: сделать орфограмму крупнее других букв, выделить её другим цветом, заменить подходящим рисунком и т. д.
11. Приём «Выдели слово» предполагает нахождение и выделение внутри одного слова другого слова, в котором безударный гласный точно не вызывает сомнения. Например:
Газета – можно выделить слово ГАЗ, горизонт – можно разделить на две части ГОРИ и ЗОНТ, метро – МЕТР, пирог – ПИР и т.д.
12. Приём «Этимология» рекомендует поинтересоваться в этимологическом словаре происхождением слова. Иногда это помогает понять, почему слово так пишется, например:
ботинок образовалось от устаревшего слова боты;
дневник – это записи, которые ведутся день за днём, родственное ежедневнику;
малина – состоит как бы из малых ягодок и т. д.
13. Для запоминания словарных слов часто используются стихи, например:
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
Петуха назвали » Петя » –
Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот,
Петь не любит, любит мёд.
Лиса – лисица, посмотри,
Очень любит букву И.
14. Конечно, есть много других способов. Интересуйтесь и находите удобный для себя. Но знайте: «Чтобы грамотно писать словарные слова, их нужно запоминать!» Выбирайте для этого любой способ и не забывайте периодически повторять выученные слова, чтобы они оставались в памяти надолго.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Алфавитный порядок слов.
Расставьте слова в алфавитном порядке.
яблоня, алфавит, скоро, рисунок, до свидания, сахар, родина, лопата, посуда, берёза
Подсказка: Вспомни алфавит и правило: «Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй букве. Если и она одинаковая, то по третьей.»
Правильный ответ:
алфавит, берёза, до свидания, лопата, посуда, рисунок, родина, сахар, скоро, яблоня
Задание. Найти общее.
Выделите в каждом слове одинаковую часть.
СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, КОРОНА, ГОРОД, ВОРОТА, МОРОЗ, ВОРОБЕЙ
Подсказка: Обратите внимание на середины слов.
Правильный ответ:
СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, КОРОНА, ГОРОД, ВОРОТА, МОРОЗ, ВОРОБЕЙ