Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Словарные слова.

2) Приёмы запоминания.

Глоссарий по теме:

Гласный звук – это звук состоит только из голоса; при произнесении его воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.

Ударный звук – гласный звук в ударном слоге (под ударением).

Безударный звук – гласный звук в безударном слоге (без ударения).

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Корень – общая часть родственных слов.

Однокоренные слова – слова, имеющие общую часть (корень) и общее значение.

Орфограмма — буква, написание которой надо проверить или запомнить.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 103 — 111.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

1. В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Правописание таких слов надо или запомнить, или проверять по орфографическому словарю. Такие слова называют словарными. В каждом классе будем знакомиться с новыми словарными словами.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

2. Давайте начнем знакомство с несколькими новыми словарными словами. Отгадайте загадку:

Стоит Алёнка

В красной рубашке.

Кто не пройдёт,

Всяк поклон отдаёт.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

3. Это земляника. А почему ягоду назвали именно так, вы можете узнать, прочитав дополнительные сведения в специальном разделе этого урока (раздел «Дополнительный материал»).

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

4. Произнесите слово «земляника». Поставьте ударение. В корне слышатся два безударных гласных звука [И]. Посмотрите, какие буквы на месте этих звуков написаны. Запомните написание слова земляника.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

5. Отгадайте следующую загадку про название какой-то ягоды:

Эти ягоды все знают –

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с …. .

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

6. Правильно – малина. Произнесите слово «малина». Поставьте ударение. Определите, какой безударный гласный звук в корне вызовет сомнение при обозначении его буквой на письме? Посмотрите, какой буквой он обозначен. Запомните словарное слово МАЛИНА.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

7. Прочитайте предложения.

Страсть как захотелось медвежатам малинки. Тайком от мамы медведицы удрали в малинник. До чего же в малиновых кустах хорошо! Слышны голоса малиновок, пахнет вареньем из малины.

Найдите все однокоренные слова словарному слову малина. Выделите корни в подчёркнутых словах.

Обратите внимание: в корнях родственных слов пишется одна и та же буква непроверяемого безударного гласного. Буква безударного гласного в корне слова – это орфограмма. Её надо проверить или запомнить.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

8. Произнесите слова: лягушка, молоток, одежда. В каждом слове поставьте ударение и определите место орфограммы. Постарайтесь запомнить эти словарные слова. Для этого проговорите каждое слова по 3 раза так, чтобы на месте орфограммы четко слышался звук написанной буквы.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

9. Запоминать слова можно по-разному. Могут помочь мнемонические приёмы. Мнемоника (с греческого – искусство запоминания), система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования специальных связей — ассоциаций.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

10. Познакомьтесь с несколькими мнемоническими приёмами:

Приём «Уярчение» — это выделение нужной буквы разными способами. Например: сделать орфограмму крупнее других букв, выделить её другим цветом, заменить подходящим рисунком и т. д.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

11. Приём «Выдели слово» предполагает нахождение и выделение внутри одного слова другого слова, в котором безударный гласный точно не вызывает сомнения. Например:

Газета – можно выделить слово ГАЗ, горизонт – можно разделить на две части ГОРИ и ЗОНТ, метро – МЕТР, пирог – ПИР и т.д.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

12. Приём «Этимология» рекомендует поинтересоваться в этимологическом словаре происхождением слова. Иногда это помогает понять, почему слово так пишется, например:

ботинок образовалось от устаревшего слова боты;

дневник – это записи, которые ведутся день за днём, родственное ежедневнику;

малина – состоит как бы из малых ягодок и т. д.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

13. Для запоминания словарных слов часто используются стихи, например:

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали » Петя » –

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мёд.

Лиса – лисица, посмотри,

Очень любит букву И.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

14. Конечно, есть много других способов. Интересуйтесь и находите удобный для себя. Но знайте: «Чтобы грамотно писать словарные слова, их нужно запоминать!» Выбирайте для этого любой способ и не забывайте периодически повторять выученные слова, чтобы они оставались в памяти надолго.

Урок 46. Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запомнить?

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Алфавитный порядок слов.

Расставьте слова в алфавитном порядке.

яблоня, алфавит, скоро, рисунок, до свидания, сахар, родина, лопата, посуда, берёза

Подсказка: Вспомни алфавит и правило: «Если первые буквы одинаковы, то слова располагаются по второй букве. Если и она одинаковая, то по третьей.»

Правильный ответ:

алфавит, берёза, до свидания, лопата, посуда, рисунок, родина, сахар, скоро, яблоня

Задание. Найти общее.

Выделите в каждом слове одинаковую часть.

СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, КОРОНА, ГОРОД, ВОРОТА, МОРОЗ, ВОРОБЕЙ

Подсказка: Обратите внимание на середины слов.

Правильный ответ:

СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, КОРОНА, ГОРОД, ВОРОТА, МОРОЗ, ВОРОБЕЙ