Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок 46
Морфологический анализ имени существительного.
Не с существительными.
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Морфологические признаки существительного.
2. Правописание не- с существительным.
3. Алгоритм «Не- с существительными».
Тезаурус
Морфологические признаки – признаки, по которым мы различаем части речи, отличаем их друг от друга.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 147-152.
Дополнительная литература:
1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 81-82.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним все морфологические признаки, которые мы изучили для разных частей речи: нарицательное и собственное, одушевлённое и неодушевлённое, род, склонение, падеж, число, спряжение, вид. Все ли эти признаки подходят для существительного? Конечно же, нет. Определённый набор признаков говорит нам о принадлежности слова к определённой части речи. Некоторые признаки постоянны для части речи, другие – временные, или непостоянные. Давайте разберёмся, какие признаки и почему являются постоянными или непостоянными для имени существительного. Научимся делать морфологический разбор имени существительного.
Начнём с определения имени существительного. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает явление, предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Первые строчки морфологического разбора будут выглядеть так:
(к) поляне – сущ., так как
I. обознач. место, (к) чему?
Н.ф. – поляна.
При устном ответе мы проговорим следующее: (к) поляне – это существительное, так как обозначает место и отвечает на вопрос (к) чему? Имеет начальную форму – поляна.
Дальше нужно рассмотреть постоянные и непостоянные признаки. Например, слон Саша – совершенно разные существительные, потому что одно обозначает имя живого существа и поэтому называется именем собственным, а другое только называет это существо и называется нарицательным. Вспомним и категорию одушевлённости и неодушевлённости. Самый простой способ определения – по вопросу, но для проверки сверяем совпадение Р. п. и В. п. (одушевлённое) и И. п. и В. п. (неодушевлённое). Категории рода и склонения мы изучили в начальной школе (м. и ж. р. с окончанием -а/-я – 1 скл., с. р. с окончанием -о/-е и м. р. с с нулевым – 2 скл., ж. р. с шипящей и Ь на конце – 3 скл.).
У имени существительного есть изменяемые категории – число и падеж, хотя у некоторых существительных число может быть относительно постоянной категорией (очки или брюки), тогда в непостоянных категориях мы напишем пост. мн. ч. или ед. ч.
Вернёмся к нашему примеру. Следующие строчки будут выглядеть так:
II. П.п.: нар.,неодуш., ж.р., 1 скл.; Н.п.: в ед.ч., в Д.п.
Вслух мы произнесём это так: (к) поляне имеет постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женского рода и первого склонения – и непостоянные признаки: единственное число и дательный падеж.
Вновь возвращаемся к определению имени существительного, где нам говорят о том, что в предложении оно обладает любой синтаксической ролью. Для этого надо обратиться к предложению. Допустим, у нас было такое: «Ребята подошли к поляне». От подошли мы зададим вопрос (куда?) к поляне. Синтаксическая роль – обстоятельство. При разборе это будет выглядеть так:
III. (к) поляне
А произнесём мы часть разбора словосочетания: подошли (куда?) к поляне, к поляне – обстоятельство.
Для закрепления сделаем ещё один разбор из такого предложения: «Мальчики гордились многолетней дружбой».
Для разбора воспользуемся планом.
Слово – часть речи
I. Что обозначает? На какой вопрос отвечает?
Начальная форма – ?
II. П.п.: нар. или собств., одуш. или неодуш., род, скл..
Н.п.: число, падеж.
III. Синт. роль.
Устный вариант Дружбой – существительное, так как Во-первых, обозначает понятие, отвечает на вопрос чем? и имеет начальную форму – дружба. Во-вторых, обладает постоянными признаками: нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1 склонения – и непостоянными признаками всегда в единственном числе и творительном падеже. В-третьих, гордились (чем?) дружбой, в предложении является дополнением. | Письменный вариант Дружбой – сущ., т.к. I. обознач. понятие, чем? Н. ф. – дружба II. П. п.: нар., неодуш., ж. р., 1 скл. Н. п.: всегда в ед. ч., Т. п. III. дружбой |
Рассмотрим правило «Не с существительным». Для этого проанализируем слова и выявим сходства. Возьмём такие слова: (не)правда; отнюдь (не)красотка; (не)рыба; (не)правда, а ложь; (не)доброта, а злость; (не)осторожность; (не)кит; далеко (не)приятель.
Распределим их по признакам.
(не)правда, а ложь; (не)доброта, а злость. | отнюдь (не)красотка; далеко (не)приятель. | (не)правда; (не)осторожность. | (не)рыба; (не)кит. |
Какую закономерность можно выделить? С чем она связана?
В первом столбце мы видим противопоставление с союзом а. Если вчитаться в сочетание, то мы поймём, что имеется в виду ложь и доброта. Тогда становится понятно, что не – это часть союзного сочетания (не – а). Следовательно, они пишутся раздельно: не правда, а ложь; не доброта, а злость.
Посмотрим на второй столбик. Там есть слова отнюдь и далеко, которые усиливают отсутствие красоты и приятельства. Такие слова называются слова-усилители. К ним относятся такие: далеко не, вовсе не, отнюдь не, слова с ни. Например: ничуть не, нисколько не и другие с ни-. Следовательно, у этих сочетаний раздельное написание: отнюдь не красотка, далеко не приятель.
Что объединяет два последних столбика? Эти слова употреблены без усилителей или противопоставления. А что отличает? Что такое (не)правда и (не)осторожность? Можем ли мы (не)рыба и (не)кит заменить синонимами? Если слово с не образует новое с точки зрения лексики, то такое слово пишется слитно. Таким образом, мы их можем заменить синонимом. Так поступим со словом неправда (ложь). Как поступить с (не)осторожностью? В этом случае приставка не- обозначает отсутствие осторожности, следовательно, образует новое слово, просто синоним для него сложно подобрать. И его мы напишем слитно (неосторожность). Слова (не)рыба и (не)кит новых слов не образует, такие слова пишутся раздельно: не кит и не рыба.
Составим алгоритм правописания не с существительным.
Употребляется без не? | |
↓ да ↓ | ↓ нет → слитно (невежа) |
Есть ли противопоставление с союзом а? | |
↓ нет ↓ | ↓ да → раздельно (не правда, а ложь) |
Есть слова-усилители (далеко не, отнюдь не, вовсе не и слова с ни-)? | |
↓ нет ↓ | ↓ да → раздельно (далеко не красавица) |
НЕ- обозначает отсутствие этого признака? | |
↓ нет ↓ | ↓ да → слитно (небезопасность) |
Можем подобрать синоним? | |
↓ нет → раздельно (не кит) | ↓ да → слитно (неправда = ложь) |
Просмотрим несколько слов на это правило.
(Не)исправность: употребляется без не, нет противопоставления или усилителей, не обозначает отсутствие исправности, поэтому пишем слитно (неисправность).
(Не)забудки: слово забудки не употребляется, поэтому пишем слитно (незабудки).
(Не)воля (тяготила его): употребляется без не, нет усилителей и противопоставления, синоним – плен, поэтому пишем слитно (неволя).
(Не)волей, а пленом (были заняты его мысли): употребляется без не, есть противопоставление с а, пишем раздельно (не воля).
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Выберите правильное написание и объяснение для слова, употребленного с не.
Мысленно он испытывал (не)верие в происходящее.
Варианты ответа:
а) раздельно, нет синонима;
б) слитно, не- обозначает отсутствие;
в) слитно, без не- не употребляется.
Разбор задания: нет слова верие.
Правильный ответ: в)
Выбор элемента из выпадающего списка.
Выберете морфологические категории, которых не хватает в разборе.
Друзья отравились в лес.
(в) лес – сущ., т.к.
I. обозн. место, во что?
II. П. п.: нар., м. р.
Н. п.: в ед. ч., в В. п.
III. (в) лес
а)н. ф. – лес. П. п.: неодуш., 1 скл.
б) н. ф. – лес. П. п.: неодуш., 2 скл. Н. п.: II спряж.
в) П. п.: неодуш., 2 скл.
г) н. ф. – лес. П. п.: неодуш., 2 скл.
Разбор задания: не хватает одушевлённости – неодушевлённости, склонения и начальной формы.
Правильный ответ: г