Урок 47. Преобразование выражений

Поделиться:
Конспект урока

Алгебра и начала математического анализа, 11 класс

Урок №47. Преобразование выражений.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Преобразование рациональных выражений;
  • Преобразование иррациональных выражений;
  • Преобразование логарифмических выражений.

Глоссарий по теме

Алгебраическая сумма — это запись, состоящая из нескольких алгебраических выражений, соединенных знаком «+» или «-».

Одночлен – это произведение числовых и буквенных множителей, являющихся степенями с натуральными показателями.

Многочлен – это алгебраическая сумма нескольких одночленов.

Алгебраическая дробь – это дробь, числитель и знаменатель которой являются алгебраическими выражениями.

Степень с натуральным и целым показателем. Степень числа a с натуральным показателем n, большим 1, — это произведение n множителей, равных a Урок 47. Преобразование выражений , Урок 47. Преобразование выражений , где a — основание степени, n — показатель степени, Урок 47. Преобразование выражений – степень.

Если Урок 47. Преобразование выражений и n — натуральное число, то Урок 47. Преобразование выражений,

если Урок 47. Преобразование выражений . то Урок 47. Преобразование выражений.

Арифметический корень. Арифметическим корнем натуральной степени Урок 47. Преобразование выражений из неотрицательного числа a называется неотрицательное число, n-я степень которого равна a. Обозначается Урок 47. Преобразование выражений, где a — подкоренное выражение.

Степень с рациональным показателем. Если n — натуральное число, m — целое число и частное Урок 47. Преобразование выражений является целым числом, то при Урок 47. Преобразование выражений справедливо равенство

Урок 47. Преобразование выражений

Логарифмом положительного числа в по основанию а, где a > 0, a ≠ 1, называется показатель степени, в которую надо возвести а, чтобы получить в.

Основная литература:

Колягин Ю.М., Ткачёва М.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И. Под ред. А.Б. Жижченко. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. Уровни. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 336 с.: ил. – ISBN 978-5-09-025401-4

Открытые электронные ресурсы:

Решу ЕГЭ образовательный портал для подготовки к экзаменам https://ege.sdamgia.ru/.

Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ, Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей, базовый уровень. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Базовый уровень. http://ege.fipi.ru/.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

  1. Выделение полного квадрата или куба. под знаком корня. Например, необходимо упростить выражение:

Урок 47. Преобразование выражений

Предположим, что под корнем стоит полный квадрат.

Урок 47. Преобразование выражений

Тогда

Урок 47. Преобразование выражений

Так как сумма квадратов не может равняться иррациональному числу, то в нашем случае сумма квадратов равна четырнадцати, а удвоенное произведение равно шесть корней из пяти.

Урок 47. Преобразование выражений

Мы получили систему, которую можно решить методом подстановки

Урок 47. Преобразование выражений

Урок 47. Преобразование выражений

Урок 47. Преобразование выражений

Решая первое уравнение как биквадратное, получим

Урок 47. Преобразование выражений

Урок 47. Преобразование выражений

Урок 47. Преобразование выражений

Урок 47. Преобразование выражений

Так как в формуле квадрат суммы переменные a и b равноправны, получаем

Урок 47. Преобразование выражений

Аналогично

Урок 47. Преобразование выражений

Итак, заданное выражение

Урок 47. Преобразование выражений

Урок 47. Преобразование выражений

Аналогично можно выделять полный куб под корнем.

  1. В некоторых случаях выделить полный куб не представляется возможным, тогда можно поступить следующим образом:

Урок 47. Преобразование выражений

Обозначим указанное выражение буквой А и получим равенство

Урок 47. Преобразование выражений

возведем обе части равенства в куб.

Урок 47. Преобразование выражений

Учитывая, что сумму кубических корней равна А, получим

Урок 47. Преобразование выражений

Урок 47. Преобразование выражений

Урок 47. Преобразование выражений

A = 3

Таким образом, найдено значение выражения

Урок 47. Преобразование выражений

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Пример 1.

Упростить выражение и найти его значение при заданном значении переменной:

Урок 47. Преобразование выражений

при Урок 47. Преобразование выражений

Варианты ответа: 0,2; 4; 0,4; 0,04;

Решение.

Обозначим Урок 47. Преобразование выражений , тогда наше выражение будет иметь вид:

Урок 47. Преобразование выражений

Вернемся к первоначальной переменной

Урок 47. Преобразование выражений

Вычислим при заданном значении переменной Урок 47. Преобразование выражений

Пример 2. Упростите и вычислите: Урок 47. Преобразование выражений при a = 125.

Варианты ответов: 125; 3,2; 6,4; 32; 62,5; Урок 47. Преобразование выражений

Решение.

Урок 47. Преобразование выражений

Найдем значение при заданном значении переменной

Урок 47. Преобразование выражений