Урок 47. Приёмы нахождения частного и остатка

Поделиться:
Конспект урока

Математика, 3 класс

Урок № 47. Приёмы нахождения частного и остатка

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1. С помощью каких приёмов можно находить частное и остаток?

2. В чём смысл деления с остатком?

3. Какое правило поможет научиться делить с остатком?

Глоссарий по теме:

Деление – это обратное действие умножению.

Делимое – компонент деления, число которое делят.

Делитель – компонент деления, число на которое делят.

Частное – результат деления.

Неполное частное – результат деления с остатком.

Обязательная литература и дополнительная литература:

1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для

общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 26.

2. Математика. 3 класс. Часть 2. / Л. Г. Петерсон. – М.: Ювента, 2013 – 96 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знакомы со случаями деления с остатком.

Рассмотрим еще один пример.

Тридцать два разделить на пять.

Вспомним, какое самое большое число до тридцати двух делится на пять. Это тридцать. Тридцать разделить на пять будет шесть. Это частное. Тридцать два вычесть тридцать получится два. Два – это остаток.

32 : 5

30 : 5 = 6 – это частное

32 – 30 = 2 – это остаток.

32 : 5 = 6 (ост. 2)

Если при делении трудно вспомнить самое большое число, которое делится без остатка, то можно частное найти способом подбора.

Тридцать четыре разделить на девять. Пробуем в частном два.

Проверяем: девять умножить на два равно восемнадцати.

Найдём остаток:

Из тридцати четырёх вычитаем восемнадцать, получается шестнадцать, шестнадцать больше девяти,

значит два не подходит.

Пробуем в частном три.

Проверяем: девять умножить на три равно двадцати семи. Тридцать четыре минус двадцать семь равно семи, семь меньше девяти, значит три подходит.

34 : 9

Пробуем в частном 2.

Проверяем: 9 ∙ 2 = 18.

Найдём остаток:

34 – 18 = 16, 16 > 9, значит 2 не подходит.

Пробуем в частном 3.

Проверяем: 9 ∙ 3 = 27.

34 – 27 = 7, 7 < 9, значит 3 подходит.

34 : 9 = 3 (ост.7)

Урок 47. Приёмы нахождения частного и остатка

Урок 47. Приёмы нахождения частного и остатка

Выполним тренировочные задания.

№ 1. В решении какого примера на деление остаток равен 3?

1.10 : 3;

2.19 : 4;

3. 16 : 2;

4.13 : 2

Ответ: 19 : 4 = 4 (ост. 3) и 13 : 2 = 5 (ост. 3)

№ 2. Найдите и выделите цветом в филворде числа, которые делятся на 7 без остатка.

Урок 47. Приёмы нахождения частного и остатка

Ответ:

Урок 47. Приёмы нахождения частного и остатка

№ 3. Вставьте пропущенные числа:

«Если делитель равен 9, то остаток может быть равен __; ___; ___; ____; ___; _____; ___; ___.»

Ответ: 8; 7; 6; 5; 4; 3; 2; 1.

№ 4. Соотнесите условие задачи и решение:

На аэродроме 20 самолётов. Сколько всего троек самолётов может подняться в воздух? Сколько останется?

20 : 3 = 6 (ост. 1)

20 : 3 = 5 (ост. 2)

20 : 3 = 6 (ост. 2)

Ответ: 20 : 3 = 6 (ост. 2)

№ 5. Заполните таблицу:

Урок 47. Приёмы нахождения частного и остатка

Правильный вариант:

Урок 47. Приёмы нахождения частного и остатка

№ 6. Найдите частное чисел 23 : 3, вставляя пропущенные числа, действуя по алгоритму:

1) ____ (наибольшее число до 23, кратное 3);

2) ____ : ____ = _____ (частное);

3) ______ — _____ = _____ (остаток);

4) ______ < ________.

Ответы:

  1. 21 ;
  2. 21 : 3 = 7 (частное);
  3. 23 – 21 = 2 (остаток);
  4. 2 < 3