Конспект урока
КОНСПЕКТ УРОКА
Русский язык, 4 класс
Урок № 48. Число имён прилагательных
Цель:
тренироваться в изменении имён прилагательных по числам.
Задачи:
актуализировать свои знания о числе имени прилагательного;
вспомнить, на какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа.
На уроке
мы узнаем:
какие окончания бывают у имён прилагательных в единственном и множественном числе;
мы научимся:
изменять имена прилагательные по числам;
мы сможем:
указывать число имён прилагательных.
Тезаурус
Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.
Имена прилагательные единственного числа имеют окончания -ой, -ый, -ий в мужском роде, -ая, -яя в женском роде, -ое, -ее в среднем роде.
Имена прилагательные множественного числа отвечают на вопросы какие? каковы? имеют окончания -ие, -ые.
Литература
Основная:
- Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
Дополнительная:
- Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
- Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Открытые электронные ресурсы по теме урока:
Тест «Имя прилагательное» https://onlinetestpad.com/ru/testview/23848-test-po-russkomu-yazyku-4-klass-imya-prilagatelnoe
Теоретический материал для самостоятельного изучения
На этом уроке Вы актуализируете свои знания о числе имени прилагательного.
Вспомните, на какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа? Правильно! Это вопросы какие? каковы?
Например: (какие?) весёлые, (каковы?) веселы.
Изменение имён прилагательных по числам
Имена прилагательные изменяются по числам.
Например: весёлый – весёлые; честная – честные; синее – синие.
Вы знаете, что род, число и падеж имени прилагательного согласуется с родом, числом и падежом имени существительного. Поэтому, чтобы определить число имени прилагательного, надо найти имя существительное, от которого зависит прилагательное. Если имя существительное в единственном числе, значит, и зависимое имя прилагательное тоже в форме единственного числа. Если имя существительное во множественном числе, значит, и зависимое имя прилагательное тоже в форме множественного числа.
Например:
Сапоги – мн.ч., резиновые сапоги, сапоги какие? резиновые – мн.ч., окончание –ые.
Кофе – ед.ч., крепкий кофе, кофе какой? крепкий – ед.ч., окончание –ий.
Примеры и разбор заданий тренировочного модуля
- Найдите и отметьте ☑ признаки, которые характеризуют имена прилагательные множественного числа.
⬜А Имеют окончания –ая, -яя;
⬜Б Имеют окончания –ие, -ые;
⬜В Имеют окончания –ое, -ее;
⬜Г Отвечают на вопросы какой? каков?;
⬜Д Отвечают на вопрос какие? каковы?
Проверьте себя по эталону:
⬜А Имеют окончания –ая, -яя;
☑Б Имеют окончания –ие, -ые;
⬜В Имеют окончания –ое, -ее;
⬜Г Отвечают на вопросы какой? каков?;
☑Д Отвечают на вопрос какие? каковы?
- Вставьте окончания имён прилагательных в форме единственного или множественного числа.
Речные камешки
Иринка заболела. Мама уложила её в постель, дала горьк__ лекарства. На улице светило ярк__ солнце. Иринка грустно подумала: все на реке, собирают камешки.
А дома происходили странн__ вещи. Открывая почтов__ ящик, мама находила там речн__ камешки. Иринке она ничего не говорила. Увидела сегодня мама, что девочке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть поиграет.
Вечером пришёл доктор. Иринка даже не заметила его: рассматривала разноцветн__ камешки. Доктор спросил, как она себя чувствует. Девочка улыбнулась — хорошо!
Мама благодарила доктора. А он сказал, что это всё речн__ камешки. Они не хуже лекарства помогают.
(По А. Седучику)
Проверьте себя по эталону:
Речные камешки
Иринка заболела. Мама уложила её в постель, дала горькие лекарства. На улице светило яркое солнце. Иринка грустно подумала: все на реке, собирают камешки.
А дома происходили странные вещи. Открывая почтовый ящик, мама находила там речные камешки. Иринке она ничего не говорила. Увидела сегодня мама, что девочке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть поиграет.
Вечером пришёл доктор. Иринка даже не заметила его: рассматривала разноцветные камешки. Доктор спросил, как она себя чувствует. Девочка улыбнулась — хорошо!
Мама благодарила доктора. А он сказал, что это всё речные камешки. Они не хуже лекарства помогают.
(По А. Седучику)
- Ответь письменно на вопросы к тексту:
- Что случилось с Иринкой? _________________________________
- Как она узнала, что ребята заботятся о ней?
__________________________________________________________________
3) Что помогло Иринке выздороветь?
__________________________________________________________________
4) Как об этом сказал доктор?
_________________________________________________________________
5) Что можно сказать о друзьях Иринки?
__________________________________________________________________
6) Какова главная мысль рассказа?
__________________________________________________________________
Проверьте себя по эталону:
- Что случилось с Иринкой? Иринка заболела.
- Как она узнала, что ребята заботятся о ней? Мама Иринки отдала ей камешки, которые нашла в почтовом ящике.
3) Что помогло Иринке выздороветь? Поддержка одноклассников помогла Ирине выздороветь.
4) Как об этом сказал доктор? Доктор сказал, что речные камешки помогли лучше лекарства.
5) Что можно сказать о друзьях Иринки? Друзья Иринки помогли девочке собрать свою коллекцию речных камешков, помогли быстрее выздороветь.
6) Какова главная мысль рассказа? Друзья познаются в беде. Есть такая поговорка, которая может быть главной мыслью рассказа.
Примеры и разбор заданий контрольного модуля
1.Тест.
1. Найдите предложение, в котором все имена прилагательные в форме множественного числа:
А) Российская молодёжь имеет хорошие перспективы в выборе профессии.
Б) Девочка умеет шить широкие юбки, красивые накидки, нарядные платья.
В) В вечерней программе были весёлые мультфильмы, интересное детское кино.
2. В форме какого числа можно определить род имён прилагательных?
А) множественное число;
Б) единственное и множественное число;
В) единственное число.
3. Отметьте строку, в которой все имена прилагательные в форме множественного числа:
А) разные, строгие, честные, лёгкие;
Б) оранжевые, синие, чёрный, фиолетовый;
В) вкусное, горькое, кислое, горячее.
4. Снежный барс имеет тонкое, длинное, гибкое тело, относительно короткие лапы и очень длинный хвост. Найдите верное высказывание.
А) в этом предложении 5 прилагательных единственного числа и 1 прилагательное множественного числа;
Б) в этом предложении 4 прилагательных единственного числа и 1 прилагательное множественного числа;
В) в этом предложении 4 прилагательных единственного числа и 2 прилагательных множественного числа;
Проверьте себя по эталону:
1 Б
2 В
3 А
4 А
Четыре правильных ответа – «Отличный результат!»
Три правильных ответа – «Хороший результат!»
Один-два правильных ответа – «Потренируйся ещё!»
2. Вставьте в словосочетания имена прилагательные в нужном числе и роде.
_____________ подарки, _____________ молодёжь, _____________ ворота, _____________ брюки, _____________ шарф, _____________ ёжик, _____________ капель, _____________ друзья, _____________ солнышко.
Слова для справок: ценный, верный, креативный, высокий, горячий, узкий, весенний, мягкий, колючий.
Проверьте себя по эталону:
Ценные подарки, креативная молодёжь, высокие ворота, узкие брюки, мягкий шарф, колючий ёжик, весенняя капель, верные друзья, горячее солнышко.
- Заполните таблицу недостающими именами прилагательными.
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | Мн.ч. |
снежный | |||
белая | |||
холодные | |||
ледяное |
Проверьте себя по эталону:
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | Мн.ч. |
снежный | снежная | снежное | снежные |
белый | белая | белое | белые |
холодный | холодная | холодное | холодные |
ледяной | ледяная | ледяное | ледяные |