Урок 48. Число имен прилагательных

Поделиться:
Конспект урока

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 48. Число имён прилагательных

Цель:

тренироваться в изменении имён прилагательных по числам.

Задачи:

актуализировать свои знания о числе имени прилагательного;

вспомнить, на какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа.

На уроке

мы узнаем:

какие окончания бывают у имён прилагательных в единственном и множественном числе;

мы научимся:

изменять имена прилагательные по числам;

мы сможем:

указывать число имён прилагательных.

Тезаурус

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Имена прилагательные единственного числа имеют окончания -ой, -ый, -ий в мужском роде, -ая, -яя в женском роде, -ое, -ее в среднем роде.

Имена прилагательные множественного числа отвечают на вопросы какие? каковы? имеют окончания -ие, -ые.

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Тест «Имя прилагательное» https://onlinetestpad.com/ru/testview/23848-test-po-russkomu-yazyku-4-klass-imya-prilagatelnoe

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы актуализируете свои знания о числе имени прилагательного.

Вспомните, на какие вопросы отвечают имена прилагательные множественного числа? Правильно! Это вопросы какие? каковы?

Например: (какие?) весёлые, (каковы?) веселы.

Изменение имён прилагательных по числам

Имена прилагательные изменяются по числам.

Например: весёлый – весёлые; честная – честные; синее – синие.

Вы знаете, что род, число и падеж имени прилагательного согласуется с родом, числом и падежом имени существительного. Поэтому, чтобы определить число имени прилагательного, надо найти имя существительное, от которого зависит прилагательное. Если имя существительное в единственном числе, значит, и зависимое имя прилагательное тоже в форме единственного числа. Если имя существительное во множественном числе, значит, и зависимое имя прилагательное тоже в форме множественного числа.

Например:

Сапоги – мн.ч., резиновые сапоги, сапоги какие? резиновые – мн.ч., окончание –ые.

Кофе – ед.ч., крепкий кофе, кофе какой? крепкий – ед.ч., окончание –ий.

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Найдите и отметьте ☑ признаки, которые характеризуют имена прилагательные множественного числа.

⬜А Имеют окончания –ая, -яя;

⬜Б Имеют окончания –ие, -ые;

⬜В Имеют окончания –ое, -ее;

⬜Г Отвечают на вопросы какой? каков?;

⬜Д Отвечают на вопрос какие? каковы?

Проверьте себя по эталону:

⬜А Имеют окончания –ая, -яя;

☑Б Имеют окончания –ие, -ые;

⬜В Имеют окончания –ое, -ее;

⬜Г Отвечают на вопросы какой? каков?;

☑Д Отвечают на вопрос какие? каковы?

  1. Вставьте окончания имён прилагательных в форме единственного или множественного числа.

Речные камешки

Иринка заболела. Мама уложила её в постель, дала горьк__ лекарства. На улице светило ярк__ солнце. Иринка грустно подумала: все на реке, собирают камешки.

А дома происходили странн__ вещи. Открывая почтов__ ящик, мама находила там речн__ камешки. Иринке она ничего не говорила. Увидела сегодня мама, что девочке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть поиграет.

Вечером пришёл доктор. Иринка даже не заметила его: рассматривала разноцветн__ камешки. Доктор спросил, как она себя чувствует. Девочка улыбнулась — хорошо!

Мама благодарила доктора. А он сказал, что это всё речн__ камешки. Они не хуже лекарства помогают.

(По А. Седучику)

Проверьте себя по эталону:

Речные камешки

Иринка заболела. Мама уложила её в постель, дала горькие лекарства. На улице светило яркое солнце. Иринка грустно подумала: все на реке, собирают камешки.

А дома происходили странные вещи. Открывая почтовый ящик, мама находила там речные камешки. Иринке она ничего не говорила. Увидела сегодня мама, что девочке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть поиграет.

Вечером пришёл доктор. Иринка даже не заметила его: рассматривала разноцветные камешки. Доктор спросил, как она себя чувствует. Девочка улыбнулась — хорошо!

Мама благодарила доктора. А он сказал, что это всё речные камешки. Они не хуже лекарства помогают.

(По А. Седучику)

  1. Ответь письменно на вопросы к тексту:
  2. Что случилось с Иринкой? _________________________________
  3. Как она узнала, что ребята заботятся о ней?

__________________________________________________________________

3) Что помогло Иринке выздороветь?

__________________________________________________________________

4) Как об этом сказал доктор?

_________________________________________________________________

5) Что можно сказать о друзьях Иринки?

__________________________________________________________________

6) Какова главная мысль рассказа?

__________________________________________________________________

Проверьте себя по эталону:

  1. Что случилось с Иринкой? Иринка заболела.
  2. Как она узнала, что ребята заботятся о ней? Мама Иринки отдала ей камешки, которые нашла в почтовом ящике.

3) Что помогло Иринке выздороветь? Поддержка одноклассников помогла Ирине выздороветь.

4) Как об этом сказал доктор? Доктор сказал, что речные камешки помогли лучше лекарства.

5) Что можно сказать о друзьях Иринки? Друзья Иринки помогли девочке собрать свою коллекцию речных камешков, помогли быстрее выздороветь.

6) Какова главная мысль рассказа? Друзья познаются в беде. Есть такая поговорка, которая может быть главной мыслью рассказа.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1.Тест.

1. Найдите предложение, в котором все имена прилагательные в форме множественного числа:

А) Российская молодёжь имеет хорошие перспективы в выборе профессии.

Б) Девочка умеет шить широкие юбки, красивые накидки, нарядные платья.

В) В вечерней программе были весёлые мультфильмы, интересное детское кино.

2. В форме какого числа можно определить род имён прилагательных?

А) множественное число;

Б) единственное и множественное число;

В) единственное число.

3. Отметьте строку, в которой все имена прилагательные в форме множественного числа:

А) разные, строгие, честные, лёгкие;

Б) оранжевые, синие, чёрный, фиолетовый;

В) вкусное, горькое, кислое, горячее.

4. Снежный барс имеет тонкое, длинное, гибкое тело, относительно короткие лапы и очень длинный хвост. Найдите верное высказывание.

А) в этом предложении 5 прилагательных единственного числа и 1 прилагательное множественного числа;

Б) в этом предложении 4 прилагательных единственного числа и 1 прилагательное множественного числа;

В) в этом предложении 4 прилагательных единственного числа и 2 прилагательных множественного числа;

Проверьте себя по эталону:

1 Б

2 В

3 А

4 А

Четыре правильных ответа – «Отличный результат!»

Три правильных ответа – «Хороший результат!»

Один-два правильных ответа – «Потренируйся ещё!»

2. Вставьте в словосочетания имена прилагательные в нужном числе и роде.

_____________ подарки, _____________ молодёжь, _____________ ворота, _____________ брюки, _____________ шарф, _____________ ёжик, _____________ капель, _____________ друзья, _____________ солнышко.

Слова для справок: ценный, верный, креативный, высокий, горячий, узкий, весенний, мягкий, колючий.

Проверьте себя по эталону:

Ценные подарки, креативная молодёжь, высокие ворота, узкие брюки, мягкий шарф, колючий ёжик, весенняя капель, верные друзья, горячее солнышко.

  1. Заполните таблицу недостающими именами прилагательными.

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Мн.ч.

снежный

белая

холодные

ледяное

Проверьте себя по эталону:

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Мн.ч.

снежный

снежная

снежное

снежные

белый

белая

белое

белые

холодный

холодная

холодное

холодные

ледяной

ледяная

ледяное

ледяные