Урок 5. Орфограммы в корнях слов

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок 5

Орфограммы в корнях слов

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Повторение знаний о морфемах.

2. Повторение орфограмм в корнях слов.

3. Повторение морфемного и орфографического анализа слов.

Тезаурус

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Окончание – значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

Орфография – это 1) раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных графических средств (дефисов, пробелов, чёрточек); 2) система правил правописания слов.

Орфограмма – такое написание в слове, которое соответствует определённому графическому правилу или традиции письма.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с.16– 19; 191 с.

Дополнительная литература:

        1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 20 – 25; 159 с.
        2. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с.225 – 227, 229 – 231; 285 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Чтобы правильно писать слова, необходимо соблюдать инструкции, в которых указываются условия выбора правильных написаний (орфограмм) в словах, то есть соблюдать орфографические правила. Вспомним, что условия выбора – это фонетические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и смысловые особенности слов, которые и определяют, что и как писать в каждом конкретном случае.

Обычно в орфографическом правиле соединяются 2 – 3 условия выбора. Необходимо запоминать условия выбора орфограмм и понимать их связь с правильным написанием.

Вспомним известные нам правила правописания корней слов. В корнях бывают орфограммы – гласные и орфограммы – согласные.

Орфограммы – безударные гласные в корне слова могут чередоваться, проверяться ударением, а могут не проверяться никакими правилами.

Какие условия выбора орфограмм для проверяемых ударением безударных гласных в корне? Во-первых, безударная гласная должна быть в корне слова (словообразовательное условие); во-вторых, эта гласная должна быть одинаковой с ударной в однокоренных словах (смысловые особенности): осеньосенний, дорогойдорого, дороже; укрощать тигра, чтобы он стал кротким, послушным; сокращать путь – делать его кратким.

Итак, чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать такое однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

При проверке безударной гласной в корне у глагола следует обращать внимание на вид. Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголами несовершенного вида (что сделать? опоздать – что делать? опаздывать). Опоздать проверяем однокоренным словом – прийти поздно.

Если безударная гласная в корне чередующаяся, то её написание зависит от корня с чередованием.

При чередовании безударных е//и в корнях —бер— – —бир-; —блест— – —блист-; —дер— – —дир-; —жег— – —жиг-; —мер— – —мир-; —пер— – —пир-; —стел— – —стил-; —тер— – тир— выбор гласной зависит от наличия или отсутствия суффикса —а— после корня: если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишем и, если суффикса —а— нет, то в корне – е. Например, бл_ст-е-ть – нет суффикса —а— за корнем: пишем блестеть; бл_ст-а-ть – есть суффикс —а— после корня – пишем блистать.

В корнях —лаг— – —лож— чередуются безударные гласные о//а. Если за корнем следует суффикс —а-, то пишем в корне тоже а: при-лож-и-ть (нет суффикса —а-) – при-лаг-а-ть (есть суффикс —а— за корнем).

Безударные гласные о//а чередуются и в корнях —раст-//-ращ-//-рос-. Чтобы не ошибиться в выборе буквы, смотрим на последующие согласные: перед ст, щ пишется а; в остальных случаях – о: обрастать – обросли (не перед ст, щ); выращенныйвыросли(не перед ст, щ). Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав.

Непроверяемые безударные гласные в корнях слов надо запоминать и проверять по словарю: генерал.

При выборе гласной оё после шипящей и ц в корне слова вспоминаем правило: в корне под ударением после шипящего пишется буква ё: например, чёрный, жёлтый.

В словах цирк, цикорий, циркуль и других в корне после ц пишется буква и. исключения: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок, цыц.

Орфограммы – согласные буквы в корне бывают проверяемые, непроверяемые и непроизносимые.

Проверяемые согласные перед гласным звуком и перед согласными л, н, м, р, й слышатся отчётливо, поэтому подбираем такое однокоренное слово, в котором после проверяемая согласная стоит в сильной позиции: перед гласной или сонорной. Например, просьбапросить, ладладный.

Мы знаем, что при стечении согласных в корне слова некоторые согласные не произносятся. Поэтому подбираем такое однокоренное слово, чтобы эта согласная слышалась отчётливо. Если в проверочном слове согласный не произносится, то он и не пишется. Например, лестныйлесть; ужасноужасен.

Непроверяемые согласные, как и непроверяемые гласные, надо запомнить и проверять себя в случае затруднения по словарю: рюкзак, аккуратный.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор

В каком ряду во всех словах пропущена буква и?

А) ц_ркуль, ц_корий, ц_ган

Б) нарц_сс, ц_плёнок, пац_ент

В) ц_линдр, ц_стерна, ц_клон

Г) на ц_почках, ц_кнуть, ц_када

Разбор задания: вспомним, что в корне ы пишется только в словах-исключениях: цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыплёнок, цыц. Поэтому строки, в которых есть слова-исключения, мы не выбираем.

Ответ: В) ц_(и)линдр, ц_(и)стерна, ц_(и)клон.

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите из предложенного списка проверочное слово к слову горевать.

А) горы;

Б) горка;

В) горе;

Г) пригорок.

Разбор задания: обращаем внимание на значение корня: горевать – значит испытывать горе.

Ответ: В) горе