Урок 50. Обобщение знаний об именах прилагательных

Поделиться:
Конспект урока

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 50. Обобщение знаний об именах прилагательных.

Цель:

  • упражняться в морфологическом разборе имён прилагательных.

Задачи:

  • повторить все об имени прилагательном;
  • пройти тестовые задания.

На уроке

мы узнаем:

  • как делать морфологический разбор имен прилагательных;

мы научимся:

  • осуществлять морфологический разбор имен прилагательных;

мы сможем:

  • повторить знания об имени прилагательном.

Тезаурус

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные красивый, и краткие красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Начальная форма имени прилагательного – имеет форму единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

Морфологический разбор имени прилагательного – разбор части речи с указанием начальной формы, постоянных морфологических признаков (полное или краткое), непостоянных морфологических признаков (род, число, падеж) и роли в предложении (определение, сказуемое или другое).

Литература

Основная:

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.

Дополнительная:

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Тест «Имя прилагательное» https://onlinetestpad.com/ru/test/72739-russkij-yazyk-4-klass-imya-prilagatelnoe

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы актуализируете свои знания об имени прилагательном и будете упражняться в морфологическом разборе.

Рассмотрите план разбора имени прилагательного как части речи.

I. Начальная форма (м.р., ед.ч., И.п.)

II. Постоянные морфологические признаки (полное или краткое).

III. Непостоянные морфологические признаки.

  1. Число.
  2. Род (в единственном числе).
  3. Падеж.

IV. Синтаксическая роль. (Каким членом предложения является.)

Например:

Эта история произошла в новогодний3 вечер.

В новогодний (вечер) – имя прилагательное.

I. Н.ф. – новогодний.

II. Полное прил.

III. Непостоянные морфологические признаки.

  1. Ед.ч.
  2. М.р.
  3. В.п.

IV. Определение

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

  1. Прочитайте текст. Сделайте морфологический разбор выделенных имён прилагательных.

От осенних3 дождей разлилась вода в запруде. По вечерам прилетали дикие3 утки. Мельникова дочка Анютка любила слушать, как они плещутся и возятся в темноте. Мельник часто уходил на охоту по вечерам. Анютке было очень скучно сидеть одной в избе. Она выходила на плотину, звала: «Уть-уть, уть!» — и бросала хлебные3 крошки в воду.

В. Бианки

Проверьте себя по эталону:

От осенних (дождей) – имя прилагательное.

I. Н.ф. – осенний.

II. Полное прил.

III. Непостоянные морфологические признаки.

  1. Мн.ч.
  2. -.
  3. Р.п.

IV. Определение.

Дикие (утки) – имя прилагательное.

I. Н.ф. – дикий.

II. Полное прил.

III. Непостоянные морфологические признаки.

  1. Мн.ч.
  2. -.
  3. И.п.

IV. Определение.

Хлебные (крошки) – имя прилагательное.

I. Н.ф. – хлебный.

II. Полное прил.

III. Непостоянные морфологические признаки.

  1. Мн.ч.
  2. -.
  3. В.п.

IV. Определение.

  1. Определите число, падеж и, где возможно, род имён прилагательных. Не забывайте, что род, число и падеж имени прилагательного зависит от рода, числа и падежа имени существительного, от которого оно зависит.

От полезного чая (______________), в домашней работе (______________), по широкой улице (______________), в среднем роде (______________), теплолюбивого растения (______________), о сильных животных (______________), в трудной задаче (______________), глубоким озером (______________), на волнистого попугайчика (______________), в болотистой местности (______________), у красивых портретов (______________), по широкому полю (______________), серебряными ложками (______________), по полевым цветам (______________), на густой траве (______________), на известного блогера (______________).

Проверьте себя по эталону:

От полезного чая (ед.ч., м.р., Р.п.), в домашней работе (ед.ч., ж.р., П.п.), по широкой улице (ед.ч., ж.р., Д.п.), в среднем роде (ед.ч., м.р., П.п.), теплолюбивого растения (ед.ч., ср.р., Р.п.), о сильных животных (мн.ч., П.п.), в трудной задаче (ед.ч., ж.р., П.п.), глубоким озером (ед.ч., ср.р., Т.п.), на волнистого попугайчика (ед.ч., м.р., В.п.), в болотистой местности (ед.ч., ж.р., П.п.), у красивых портретов (мн.ч., Р.п.), по широкому полю (ед.ч., ср.р., Д.п.), серебряными ложками (мн.ч., Т.п.), по полевым цветам (мн.ч., Д.п.), на густой траве (ед.ч., ж.р., П.п.), на известного блогера (ед.ч., м.р., В.п.).

  1. Найдите и отметьте ☑ верные морфологические разборы имён прилагательных.

⬜А) к высокому (дереву) – прил., высокий, полное, ед.ч., ср.р., Д.п., опред.;

⬜Б) в пришкольных (лагерях) – прил., пришкольный, полное, мн.ч., м.р., П.п., опред.;

⬜В) В школьной (столовой) – прил., школьный, полное, ед.ч., ж.р., П.п., опред.;

⬜Г) на домашнее (животное) – прил., домашний, полное, ед.ч., ср.р., И.п., опред.;

⬜Д) над широкой (дорогой) – прил., широкий, полное, ед.ч., ж.р., Т.п., опред.;

⬜Е) в дательном (падеже) – прил., дательный, полное, ед.ч., м.р., П.п., опред.

Проверьте себя по эталону:

☑А) к высокому (дереву) – прил., высокий, полное, ед.ч., ср.р., Д.п., опред.;

⬜Б) в пришкольных (лагерях) – прил., пришкольный, полное, мн.ч., м.р., П.п., опред.;

☑В) В школьной (столовой) – прил., школьный, полное, ед.ч., ж.р., П.п., опред.;

⬜Г) на домашнее (животное) – прил., домашний, полное, ед.ч., ср.р., И.п., опред.;

☑Д) над широкой (дорогой) – прил., широкий, полное, ед.ч., ж.р., Т.п., опред.;

☑Е) в дательном (падеже) – прил., дательный, полное, ед.ч., м.р., П.п., опред.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1.Тест.

1. Начальная форма имени прилагательного…

А) это прилагательное в форме ед.ч., м.р. И.п.;

Б) зависит от начальной формы имени существительного;

В) это прилагательное того же рода в форме ед.ч., И.п.;

2. Отметьте строку, в которой безударные падежные окончания имён прилагательных написаны без ошибок.

А) честного человека, в интересном рассказе, чудесному герою;

Б) об архитектурном шедевре, коротково сообщения, к интересной игре;

В) родительнова падежа, длиннай удочкой, дружной работой.

3. Без добрых дел человек не будет иметь доброго3 имени. Отметьте правильный морфологический разбор отмеченного слова.

А) Добрых (дел) – прил., добрый, полное, мн.ч., Р.п., определение;

Б) Доброго (имени) – прил., добрый, полное, ед.ч., ср.р., Р.п., сказуемое;

В) Доброго (имени) – прил., добрый, полное, ед.ч., ср.р., Р.п., определение;

4. Найдите верное высказывание.

А) Имя прилагательное изменяется по родам, числам, в единственном числе по падежам.

Б) Имя прилагательное изменяется по родам, числам.

В) Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

Проверьте себя по эталону:

1 А

2 А

3 В

4 В

Четыре правильных ответа – «Отличный результат!»

Три правильных ответа – «Хороший результат!»

Один-два правильных ответа – «Потренируйся ещё!»

  1. Отгадайте загадки. Какие имена прилагательные помогли это сделать? Какая отгадка лишняя? Подчеркните её.

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть.

Отгадка: ___________________

Заполняет откосы, просёлки,

Ярко-розовы пики-метёлки.

Он высокий. Узнал – отвечай, –

Он кипрейный цветок …

______________________

Он жёлтый, лечебный.

Зверь может любой

К нему подойти,

Хоть зовут …

________________________

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

Отгадка: ___________________

Подсказка:

Урок 50. Обобщение знаний об именах прилагательных Урок 50. Обобщение знаний об именах прилагательных Урок 50. Обобщение знаний об именах прилагательных Урок 50. Обобщение знаний об именах прилагательных

Проверьте себя по эталону:

Он и жёлтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть.

Отгадка: песок

Заполняет откосы, просёлки,

Ярко-розовы пики-метёлки.

Он высокий. Узнал – отвечай, –

Он кипрейный цветок Иван-чай.

Он жёлтый, лечебный.

Зверь может любой

К нему подойти,

Хоть зовут зверобой.

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной.

Отгадка: ландыш

  1. Вставьте недостающие слова в определение.

Имя прилагательное_____ речи, отвечает на вопросы ____? каков? какая? _____? какое? _____? какие? ______? В начальной форме обозначает ________ предмета. Бывают по форме ____________ – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу ____________ более выразительной, яркой и точной. Изменяются по ________, числам и _____________.

Проверьте себя по эталону:

Имя прилагательноечасть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.