Конспект урока
Математика, 3 класс
Урок № 52. Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Как увеличить число в 10 раз, в 100 раз.
2. Как уменьшить число в 10 раз, в 100 раз?
3. Как решать примеры вида 4 ∙ 10, 40 : 10, 5 ∙ 100, 500 : 100?
4. Как решать задачи на увеличение и уменьшение числа в 10 раз, 100 раз?
Глоссарий по теме:
Увеличить число в 10 раз или 100 раз – это значит, умножить число на 10 или на 100.
Уменьшить число в 10 раз или 100 раз – это значит, разделить число на 10 или на 100.
Обязательная литература и дополнительная литература:
1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 32.
2. Петерсон Л. Г. Математика. 2 класс. Часть 3.– М.: Ювента, 2013 – 96 с.: ил. С. 54.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Ребята, решим задачу. Лебедь живёт двадцать пять лет, а продолжительность жизни вороны в десять раз больше. Сколько лет живёт ворона?
Чтобы узнать, сколько лет живёт ворона, двадцать пять умножим на десять, получим двести пятьдесят лет.
25 ∙ 10 = 250 лет
Чтобы умножить число на десять, сто нужно справа приписать к этому числу столько нулей, сколько их в десяти, ста, значит, один нуль, два нуля.
Чтобы разделить число, оканчивающееся нулями, на десять и сто, нужно отбросить столько нулей, сколько их в десяти и в ста.
Если в записи числа справа приписать один нуль, то число увеличится в десять раз.
Если в записи числа справа приписать два нуля, то число увеличится в сто раз.
4 < 40 в 10 раз
400 > 4 в 100 раз
Трёхзначные числа, запись которых оканчивается нулями, можно выразить в сотнях или десятках и выполнять умножение или деление этих сотен или десятков.
300 : 100
3 сотни : 1 сотню = 3
Выполним тренировочные задания.
№1. Вставьте в таблицу пропущенные числа.
Ответ:
№2. Подпишите, увеличили или уменьшили число.
300 : 10 ___________________ в ____ раз;
20 ∙ 10 ____________________ в ____ раз.
Ответ: 300 : 10 уменьшили в 10 раз;
20 ∙ 10 увеличили в 10 раз.
№3. Решите задачу:
«Ширина участка прямоугольной формы 6 метров, а длина в 10 раз больше. Какова длина участка?»
Ответ: 60 метров
№4. Зачеркните «лишнее» выражение:
2 ∙ 100; 20 ∙ 10; 400 : 2; 400 : 20; 800 : 4; 600 : 3
Ответ: 2 ∙ 100; 20 ∙ 10; 400 : 2; 400 : 20; 800 : 4; 600 : 3
№5. Разгадайте слово, расположив ответы в порядке возрастания: (1 вариант)
Ответ: