Конспект урока
Русский язык
6 класс
Урок № 53
Степени сравнения имён прилагательных.
Сравнительная степень имён прилагательных
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Способы выражения сравнения с помощью прилагательных.
2. Способы образования сравнительной степени прилагательных.
3. Грамматические и орфоэпические ошибки, связанные с образованием сравнительной степени прилагательных.
4. Синтаксическая роль прилагательных в предложении.
5. Изобразительно-выразительные возможности прилагательных-эпитетов.
Тезаурус
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.
Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.
Степень сравнения прилагательного – форма прилагательного, показывающая большее или меньшее проявление признака.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 10-14; 192 с.
Дополнительная литература:
1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.
2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.
3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.
Открытые электронные ресурсы:
Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Одна из функций прилагательного в речи – обозначение признака предмета. Признак может быть выражен в большей или в меньшей степени. Различают сравнительную и превосходную степень признака. Сравнительная степень показывает, что признак проявляется в предмете в большей степени, чем в другом (светлый – светлее).
Сравнение предметов по каким-либо признакам может выражаться разными способами.
Этот дуб огромный, а тот – просто гигантский.
Берёза высокая, а дуб выше. Дуб выше, чем берёза.
Эта книге интереснее, чем другая.
Эта книга интереснее другой.
Эта книга более интересная, чем другая.
В описании предметов и их признаков нам помогают имена прилагательные. Простая форма сравнительной степени образуется прибавлением к основе начальной формы прилагательных суффиксов.
Весёлый – веселее. Звонкий – звонче. Далёкий – дальше.
Прилагательные малый, маленький, хороший, плохой образуют сравнительную степень от других основ: маленький – меньше; хороший – лучше; плохой – хуже.
Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. В предложении они бывают сказуемыми.
Солнце – яркая звезда Галактики. (Определение).
Некоторые звёзды ярче Солнца (сказуемое).
От прилагательных широкий, красивый, тяжёлый можно образовать сравнительную степень только с помощью суффиксов -е, -ее.
Шире, красивее, тяжелее.
Составная форма сравнительной степени обычно образуется прибавлением слова «более» к начальной форме прилагательного.
Смелый – более смелый.
В прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по родам, падежам и числам.
На более высоком дереве.
По более дальней дороге.
В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени обычно бывают сказуемыми и определениями.
На горизонте мы увидели более низкие облака. (Определение)
На горизонте облака были более низкие. (Сказуемое)
Простая форма сравнительной степени используется в разных стилях речи. Составная форма сравнительной степени используется, как правило, в книжном и научном стилях речи. Формы сравнительной степени на -ей употребляются в разговорной речи и в стихотворных текстах.
Бодрей, смелей – разговорная речь.
Разговорный характер присущ формам с приставкой по-, которая вносит добавочное значение небольшой степени разницы в качестве.
Повыше, пониже – разговорная речь.
Примеры тренировочных заданий
Установление соответствий между элементами двух множеств
Найдите соответствие между прилагательными и их сравнительной степенью.
Дорогой, твёрдый, плохой, красивый, ужасный, сильный, ми́зерный, лёгкий, сладкий, хороший, искусный.
Хуже, ужаснее, красивее, дороже, ми́зернее, слаще, лучше, искуснее, твёрже, легче, более сильный
Учащийся использует знания о суффиксах, с помощью которых образуется простая сравнительная степень (-е, -ее, -ше, -че).
Правильный ответ
Дорогой – дороже, твёрдый – твёрже, плохой – хуже, красивый – красивее, ужасный – ужаснее, сильный – более сильный, ми́зерный – ми́зернее, лёгкий – легче, сладкий – слаще, хороший – лучше, искусный – искуснее.
Добавление подписей к изображениям
Выберите правильную форму прилагательного в сравнительной степени и добавьте подписи к изображениям.
Спортсмен пробежал дистанцию более быстрее, чем другие.
Спортсмен пробежал дистанцию быстрее, чем другие.
Лотос более красивее, чем одуванчик.
Лотос красивее одуванчика.
На основе знаний о нарушении грамматической норме при совмещении в одном словосочетании простой и составной сравнительной степени учащихся выбирает правильные ответы.
Правильный ответ:
Спортсмен пробежал дистанцию быстрее, чем другие.
Лотос красивее одуванчика.