Урок 53. Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень имён прилагательных

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык

6 класс

Урок № 53

Степени сравнения имён прилагательных.

Сравнительная степень имён прилагательных

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Способы выражения сравнения с помощью прилагательных.

2. Способы образования сравнительной степени прилагательных.

3. Грамматические и орфоэпические ошибки, связанные с образованием сравнительной степени прилагательных.

4. Синтаксическая роль прилагательных в предложении.

5. Изобразительно-выразительные возможности прилагательных-эпитетов.

Тезаурус

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Синонимы – близкие по значению, но разные по написанию слова.

Степень сравнения прилагательного – форма прилагательного, показывающая большее или меньшее проявление признака.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 10-14; 192 с.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.

2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.

Открытые электронные ресурсы:

Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Одна из функций прилагательного в речи – обозначение признака предмета. Признак может быть выражен в большей или в меньшей степени. Различают сравнительную и превосходную степень признака. Сравнительная степень показывает, что признак проявляется в предмете в большей степени, чем в другом (светлый – светлее).

Сравнение предметов по каким-либо признакам может выражаться разными способами.

Этот дуб огромный, а тот – просто гигантский.

Берёза высокая, а дуб выше. Дуб выше, чем берёза.

Эта книге интереснее, чем другая.

Эта книга интереснее другой.

Эта книга более интересная, чем другая.

В описании предметов и их признаков нам помогают имена прилагательные. Простая форма сравнительной степени образуется прибавлением к основе начальной формы прилагательных суффиксов.

Весёлый – веселее. Звонкий – звонче. Далёкий – дальше.

Прилагательные малый, маленький, хороший, плохой образуют сравнительную степень от других основ: маленький – меньше; хороший – лучше; плохой – хуже.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам. В предложении они бывают сказуемыми.

Солнце – яркая звезда Галактики. (Определение).

Некоторые звёзды ярче Солнца (сказуемое).

От прилагательных широкий, красивый, тяжёлый можно образовать сравнительную степень только с помощью суффиксов -е, -ее.

Шире, красивее, тяжелее.

Составная форма сравнительной степени обычно образуется прибавлением слова «более» к начальной форме прилагательного.

Смелый – более смелый.

В прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по родам, падежам и числам.

На более высоком дереве.

По более дальней дороге.

В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени обычно бывают сказуемыми и определениями.

На горизонте мы увидели более низкие облака. (Определение)

На горизонте облака были более низкие. (Сказуемое)

Простая форма сравнительной степени используется в разных стилях речи. Составная форма сравнительной степени используется, как правило, в книжном и научном стилях речи. Формы сравнительной степени на -ей употребляются в разговорной речи и в стихотворных текстах.

Бодрей, смелей – разговорная речь.

Разговорный характер присущ формам с приставкой по-, которая вносит добавочное значение небольшой степени разницы в качестве.

Повыше, пониже – разговорная речь.

Примеры тренировочных заданий

Установление соответствий между элементами двух множеств

Найдите соответствие между прилагательными и их сравнительной степенью.

Дорогой, твёрдый, плохой, красивый, ужасный, сильный, ми́зерный, лёгкий, сладкий, хороший, искусный.

Хуже, ужаснее, красивее, дороже, ми́зернее, слаще, лучше, искуснее, твёрже, легче, более сильный

Учащийся использует знания о суффиксах, с помощью которых образуется простая сравнительная степень (-е, -ее, -ше, -че).

Правильный ответ

Дорогой – дороже, твёрдый – твёрже, плохой – хуже, красивый – красивее, ужасный – ужаснее, сильный – более сильный, ми́зерный – ми́зернее, лёгкий – легче, сладкий – слаще, хороший – лучше, искусный – искуснее.

Добавление подписей к изображениям

Выберите правильную форму прилагательного в сравнительной степени и добавьте подписи к изображениям.

Спортсмен пробежал дистанцию более быстрее, чем другие.

Спортсмен пробежал дистанцию быстрее, чем другие.

Урок 53. Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень имён прилагательных

Лотос более красивее, чем одуванчик.

Лотос красивее одуванчика.

Урок 53. Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень имён прилагательных

На основе знаний о нарушении грамматической норме при совмещении в одном словосочетании простой и составной сравнительной степени учащихся выбирает правильные ответы.

Правильный ответ:

Спортсмен пробежал дистанцию быстрее, чем другие.

Лотос красивее одуванчика.