Урок 54. Рифма

Поделиться:
Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 54. Рифма

Цель:

узнать, что такое рифма.

Задачи:

научиться работать с рифмованными строками;

научиться подбирать рифмующиеся слова.

На уроке

мы узнаем:

что такое рифма;

мы научимся:

составлять рифмованные строки;

мы сможем:

сочинить свои стихи на заданные рифмы.

Тезаурус

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.

Ритм – периодическое повторение в стихотворной речи однородных звуковых, интонационных и синтаксических элементов. Стихотворения поэтессы Цветаевой обладают особым ритмом.

Стих – одна стихотворная строка.

Стихотворение – это небольшое произведение, написанное ритмически организованными, обычно рифмованными, строками.

Скороговорка, чистоговорка – короткое юмористическое произведение устного народного поэтического творчества. Состоит из слов, трудно произносимых при быстром и многократном повторении.

Созвучие – совпадение, сходство звуков.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 8–9.

2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 29.

3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 6.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Что такое рифма? Обратимся к толковому словарю. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Ещё в древности люди сочиняли рифмы и складывали стихи. На стихи сочиняли песни. Рифмы встречаются в стихах, песнях, загадках, пословицах, потешках, баснях, в скороговорках. Первый раз мы встречаемся с рифмой в детстве, когда слушаем колыбельную песню.

В стихотворении каждая строка, как бы перетекает из одной в другую, создаёт определённый ритм. Чтобы уловить и почувствовать ритм стиха, нужно при прочтении прислушаться к звучанию стихотворения. Развивать чувство ритма помогают скороговорки и чистоговорки – рифмованные стихотворные строчки для работы над произношением трудных слов и звукосочетаний.

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Со-со-со — у Вовы колесо.

Ос-ос-ос – на поляне много ос.

Су-су-су – было холодно в лесу.

Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.

Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов. Важно, чтобы правильно подобрать рифму к слову, нужно точно определить его последние звуки. Затем подобрать слова схожие по звучанию. Примеры рифмующихся слов: речка – свечка, печка, аптечка, гречка и другие. Сочиняя стихи, помните, что слова нужно подбирать так, чтобы выразить свою мысль, соблюсти ритм и рифму. Чтобы лучше понять, каким образом пишут стихи, можно познакомиться со стихотворениями известных поэтов: Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Сергея Александровича Есенина и другими. Если вас заинтересовала тема урока, то советуем прочитать замечательную сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифма».

Примеры заданий и разбор их решения. Тренировочный модуль

Задание. Рифмующиеся слова.

Найдите в стихотворении рифмующиеся слова.

Я раскрашу над собой

Зонт, как небо, голубой,

Дождь увидит – удивится

И сейчас же прекратится.

Подсказка: если вы нашли слово правильно, то оно изменит цвет.

Правильный ответ:

Я раскрашу над собой

Зонт, как небо, голубой,

Дождь увидит – удивится

И сейчас же прекратится.

Задание. Скороговорка.

Вставьте недостающие по смыслу слова в скороговорку.

Вёз корабль __________,

Наскочил корабль на ____.

И матросы три __________

Карамель на мели _______.

мель ели карамель недели

Подсказка: если вы поставили слово правильно, то оно изменит цвет.

Правильный ответ:

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.